выступление на конференции «Рекламный рынок в контексте современной экономической повестки дня» Aegis Media:
Сегодня не только День космонавтики, но и день траура, что напрямую касается телерекламы. Тем паче, что совсем недавно нам задавали множество вопросов относительно трансляции телерекламы после взрывов в метро. Здесь мы вынуждены констатировать, что позиция каналов определяется каждым из них самостоятельно. К сожалению, мы не могли реагировать так, как того требовало общество, но это правовая позиция. Сегодня мы абсолютно точно будем отслеживать эфир телеканалов и в случае выявления фактов, связанных с трансляцией телерекламы, будем налагать самый высокий штраф.
На самом деле, на рынке телерекламы событий было достаточно, и в принципе, есть о чем говорить. Безусловно, первый комментарий касается поправок к закону «О рекламе», принятых в декабре и ограничивающих продажи рекламы. Мы направили в свое время запрос в «Роскомнадзор», получили ответ от них, а потом от участников рынка – что где-то что-то недосчитали (речь идет о списке каналов, на который распространяются новые ограничения по продаже рекламы, в который не попали каналы «Рен-ТВ» и ТНТ – Slon.ru). Но в данном случае это проблема не «Роскомнадзора», который точно ответил на наш запрос, – а мы поставили вопрос о наличии лицензий на вещание. Но как сами для себя выяснили, вещать можно не только на основании лицензий, но и лицензионных соглашений. И мы направили дополнительный запрос в «Роскомнадзор» и сейчас ждем ответа, чтобы составить окончательный список телеканалов и уже точно рассчитать доли рынка каналов. И я предполагаю, что в течение недели мы получим этот ответ и начнем работу с телеканалами. Здесь я не вижу проблем – 15 апреля мы должны получить ответ от тех каналов, которым направили запрос ранее, и думаю, число тех каналов, которые будут дополнительно включены в список, ограничится тремя-четырьмя. Точно к июлю эту работу мы закончим – так, чтобы оставить полгода на проведение конкурсов, которые должны провести каналы с госучастием. Времени на все должно хватить, равно как и хватит времени рынку, чтобы реструктурироваться.
Также я подчеркиваю, что мы будем внимательно следить за участниками рынка и отслеживать ситуацию, чтобы на втором-третьем этапах все не ушло в руки одного селлера.
Перейдем ко второй теме, которая поднялась недавно – это product placement. Тема сложная. Чтобы признать рекламой появление товара в контексте какого-то произведения, надо доказать, что она в него неорганично вписывается. Это сложный процесс. Реакция на product placement возникла не с нашей стороны, а со стороны прессы, но мы будем этой темой заниматся внимательно, поскольку любые действия, которые связаны с ужесточением регулирования, являются следствием того, что происходит на рынке.
На что я хотел бы в первую очередь обратить внимание в теме product placement: после того, как эта тема стала обсуждаться в прессе, появились комментарии от кино- и телепроизводителей: мол, всё, деньги на кино кончились, их больше не будет, потому что ФАС запрещает product placement. Боже упаси, мы никогда не говорили о запрете, тем более, что о запрете product placement в законе ничего нет. Мы говорим об учете рекламы, в том числе и в фильмах, которые идут по ТВ: рекламы должна быть не более 15% в часе. Ни один чиновник не должен брать на себя функции художественной оценки того или иного произведения. Это несколько иная сфера. Конечно, решение будут принимать чиновники, но готовить решение будут специалисты, поэтому в своих решениях мы будем опираться на мнение специалистов, в том числе из киноиндустрии. Надеюсь, что мы сможем найти сбалансированное решение. И если будем на что-то реагировать, то только после того, как семь раз отмерим.
Другая проблема, которая беспокоит, в первую очередь, население – это уровень громкости рекламных блоков. В законе он звучит как уровень звука, но мы уже вплотную подошли к решению этой проблемы. Сейчас закон предусматривает разработку техрегламента. Мы в этой части, может, излишне теоретизируем и поэтому дальше постараемся двигаться исключительно прагматично и практично. Мы обратились в «Роскомнадзор» с просьбой провести исследование того, как можно замерять уровень громкости и с чем его можно соотносить при прерывании программы и включении рекламного блока. Мы нашли понимание в «Роскомнадзоре» и полагаем, что «Роскомнадзор» в ближайшее время сможет заключить договор на проведение такого исследования. Когда появятся результаты этого исследования, будет понятно, что нужно писать в законе.