выступление на конференции «Рекламный рынок в контексте современной экономической повестки дня» Aegis Media:
Делать прогнозы в условиях кризиса – вещь неблагодарная, особенно, если речь идет о России. С одной стороны, мы движемся параллельно с тем, что происходит в мире, с другой – имеем свои особенности.
Сама цепочка событий достаточно хорошо известна: сокращение размеров кредитования населения – снижение потребительской уверенности – снижение трат потребителей и, как результат, – доходов производителей. Поэтому рекламодатели пытаются более эффективно тратить деньги.
В мире на первый план выходят три платформы: телевидение, мобильный телефон и компьютер. Если говорить о прогнозе на ближайшую перспективу, то в 2008 году доля цифровых носителей в расходах на рекламу по миру составляла 21%, а в 2013, мы предполагаем, вырастет до 31%. Это достаточно существенно.
Причиной кризиса в России стала и наша искаженная структура экономики и зависимость от цен на нефть. К сожалению, пока мы не видим существенного перелома в этом вопросе: Россия будет оставаться на нефтяной игле и дальше. Слава богу, цены пока ведут себя достаточно неплохо и не вызывают серьезных опасений.
Однако есть несколько опасных тенденций на рынке. Первая – доступность кредитов пока невысокая, многие банки неохотно кредитуют как бизнес, так и население.
Также мы видим опасную тенденцию к скрытой безработице, когда люди продолжают ходить на работу, но существует задолженность по зарплате.
Наш прогноз по рекламному рынку в России: безусловно, окажет влияние переход телевидения на цифровые платформы; безусловно, будет иметь место все большее и большее распространение интернета и интернет-рекламы. Что касается структуры российского рынка в 2014 году, то мы предполагаем, что наиболее высокие темпы роста будет демонстрировать интернет-реклама, но телевидение будет по-прежнему играть ведущую роль как средство массовой информации, которое позволяет охватить наибольшую аудиторию.
Отдельно хотелось бы сказать о мобильном интернете – здесь, если смотреть на карту мира, лидирует Япония. Для японцев мобильный телефон, вообще, уже член семьи. В России темы роста распространения мобильного интернета тоже достаточно высоки, но, как мы видим, не на таком уровне, как в других странах.
Рынок кино и радио наиболее сильно пострадал от кризиса (совместно с рынком печатным). Объясняется это предпочтениями потребителей, которые больше сидят дома. Одна из новинок, которая сейчас тестируется, – это доступ к интернет-радио из автомобиля. Возможно, она окажет влияние на рост интереса к радиорекламе, но пока непонятно, когда такой приемник станет доступен для потребителя.