Фрагмент обложки журнала «Знание-сила»
Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую ностальгию по «бумажным» журналам. Конечно, технический прогресс оставил для бумажных СМИ лишь небольшие резервации, но тем печальнее сознавать, как на глазах одного поколения в пыль обратился целый пласт культуры.
«Новый Мир», «Знание-сила», «Юность»... Традиционный набор люмпенизированного московского интеллигента 70-х. Более успешным доставались «Иностранная литература», «Наука и жизнь» и «Искатель».
Поздний «Новый мир» удивительным образом отражал жизнь и душу советского человека. Нарочитый аскетизм в оформлении, худшая бумага, которую можно было найти в стране – как символ бренности материального и богатого внутреннего мира. Но под обложкой – те же унылые тексты и нетленка от Леонида Ильича с редкими вкраплениями жизни.
Бумажные журналы – памятники эпохи, а иногда – посланцы из параллельного мира. Ныне почти забыт рижский журнал «Родник», который выходил в советской еще Латвии в конце 80-х. Я до сих пор не понимаю, что это было. Еще существовал СССР, цензура, запрещенные рок-концерты, а «Родник» публиковал Сорокина. В конце 80-х Родник напечатал книгу Троицкого «Рок в СССР», которая ходила в метрополии в списках, в разделе массовой культуры, а в разделе музыка – интервью с Эллиоттом Шарпом. Смелые центральные СМИ обсуждали где найти «дорогу к храму», латвийские товарищи рассказывали про некрореализм и Евгения Юфита. Издатели обогнали свое время минимум на 10–15 лет. И удивительно, что вся эта роскошь была доступна просто по подписному каталогу.
В 90-е – самое яркое воспоминание – альманах «Золотой Век». Картонная обложка, льняная бумага, высокая печать(!), иллюстрации в виде барочных гравюр, на которых кое-где проглядывали девушки с веслами, пролетарии с молотами, да херувимы со звездами. Издатели не играли в ретрожурнал, а действительно издавали его так, как это могли бы делать люди XXV века, которые точно не знают, когда была изобретена офсетная печать и когда было барокко, а когда – соцреализм.
В начале десятилетия был еще один эксперимент под прелестным названием «Русский Фокус». Журнал о бизнесе. И хотя на обложке был изображен объектив фотоаппарата, название всегда ассоциировалось с ловкостью рук. В конце концов, как еще назвать журнал о русском бизнесе? – не Smart Money же.
Но главный журнал нулевых – Newsweek. До сих пор в аэропортах покупаю этот журнал и жалею, что Родина оказалась обделена. С тех пор пока не получается найти «бумагу» по душе.
Электронные журналы – это удобно. Грустно только, что нынешние электронные журналы однообразны. Блог – простейшая, одноклеточная форма коммуникации. И, по сути, нынешние электронные СМИ мало отличаются от «хомяка с гостевухой» образца 90-х. Хотя с тех пор технологии ушли далеко вперед. Особенно в визуальной сфере.
В интернете становится слишком много мнений и слишком мало информации. И это понятно: высказывать мнение легко, а собирать по крупицам информацию скучно.