Михаил Мишустин

Михаил Мишустин

Фото: сайт Кремля

Прямо накануне Нового года правительство положило под елочку отменный «подарочек» для импортеров. 31 декабря Минэкономразвития сообщило, что с 1 января повышается таможенная пошлина «на ряд товаров, ввозимых из недружественных стран», включая кофе и пиво. Уже то, как повысили пошлины — в режиме «спецоперации», — достойно изумления. Но главное, теперь многие импортные товары повседневного спроса в России станут еще дороже.

Представьте себе, что вы импортер. У вас срок исполнения контрактов — минимум два месяца, и это если у вас хорошо отлажены платежи через «дружественные» банки, что удается крайне редко. Если же вы не столь удачливы в нужных друзьях, то сроки растягиваются до полугода. И тут вам в последний рабочий день года сообщают, что уже на следующий день пошлина для ввозимых вами товаров вырастет. И неплохо так вырастет: хотя Минэкономразвития говорит, что «в среднем на 10 процентных пунктов», в реальности это полутора-двукратное повышение, а то и более. Потому что речь о пошлинах, составлявших 5–20% цены товара. Ничего сделать вы не можете — ни контракт изменить, ни поставку остановить. Даже взять кредит трудно, да и стоимость его будет, подозреваю, больше 30% годовых. Сколько импортеров вместо празднования Нового года бегали, вырывая на себе волосы, даже представить трудно. Зато никак не отогнать мысль о том, нет ли какой крупной поставки товара, подпадающего под повышение, от импортера с выходом «наверх».

Но оставим конспирологические теории и бедных импортеров. Подумаем о делах наших скорбных. За что теперь придется переплачивать российским гражданам? За товары, которые могут быть заменены отечественными, уверяет Минэкономразвития. Давайте смотреть.

Свечи зажигания для автомобилей — 25% вместо нынешних 10%. Ну, в принципе, отечественная автомобильная промышленность делать их умеет. Не совсем понятно, правда, подойдут ли эти свечи к вашему «Рено», сохраненному с досанкционных времен, но это ваши проблемы. Не подойдут — покупайте отечественные «жигули» и «москвичи». «Аурус» вместо «мерседеса». Или китайский «хавал» — на китайские товары пошлины не выросли. Правда, для импортных фур «вольво» или «ман» придется потратиться. А так как они все еще составляют основу автопарка российских грузоперевозчиков, то стоимость доставки грузов вырастет. Всех грузов — а значит, ждите новых подорожаний товаров. Инфляция в грузоперевозках оказывает мультипликативный эффект — то есть, дорожает все, что изготавливается не прямо на месте из местного же сырья.

Да, переход на отечественные грузовики делу поможет мало: во-первых, они чаще ломаются, а значит, эксплуатация дороже. Во-вторых, правило экономики: как только дорожают импортные товары, их отечественные аналоги тоже дорожают — с чего это конкурентам не воспользоваться возможностью поднять цены? Это универсальное правило — вот почему Трампа критикуют за его желание поднять тарифы для Китая и ЕС.

Ладно, перейдем к продуктам. Тут вырастут пошлины «на отдельные виды мясных и рыбных изделий, консервированных готовых продуктов из овощей, фруктов и орехов, кондитерских и мучных изделий, макаронных изделий, соусов, безалкогольных напитков». На парфюмерию и косметику из «недружественных стран», которые еще не охвачены повышенными пошлинами. Ну хорошо, положим, можно обойтись без итальянских спагетти — без латвийских шпрот же обходимся. Но, например, как насчет того же сливочного масла? Оно и так дорожает безмерно. Хватит ли масла, присланного от друзей? А, впрочем, о чем это я — мы же все помним белорусские креветки и киргизские «Теслы». Конечно, хватит. Немного подороже, но что тут уж считать. Однако вопросы остаются.

Нет, с повышением пошлин на импортное пиво и сидр — да хорошо так, с 0,1 евро за литр до 1 евро, — вопросов нет. После того, как в декабре у турецкой компании Efes забрали под внешнее управление российской компании «Вместе» последний иностранный актив — компанию AB InBev Efes BV, с ее 11 пивоваренными заводами и брендами Bud, Spaten, Hoegaarden, Stella Artois, Velkopopovický Kozel, «Клинское», «Сибирская корона», «Старый мельник» и проч., — в России больше не осталось иностранных пивоваров. Между прочим, в довоенные времена ситуация была другой: отечественным было только пиво пивзавода «Очаковское». Так что теперь есть смысл сделать импортное пиво запредельно дорогим: за «Клинским» пойдет не Эрдоган.

Но чем, скажите на милость, собираются заменить импортный кофе? Пошлины на который повысили с 8% до 13%, а на растворимый — с 7,5% до 17,5%. Цикорием? Помнится, в советское время были такие «кофейные напитки». Назывались «Ячменный» и «Здоровье», честно предупреждая, что кофе там нет — одно здоровье. И ячмень. Тот самый знаменитый «столовский» кофе с молоком в граненых стаканах как раз делали из этой бурды. А между тем, кофе и так подорожал: в мире неурожай, особенно в Бразилии. «Самый дешевый кофе "Жокей" стоил 120 рублей, теперь — по акции (!) стоит 290. В "Пятерочке" иногда бывает за 229, в других местах дороже», — пишет мне возмущенная подруга. Ау, где у нас кофейные плантации? И сколько теперь придется платить тем, кто без кофе не может проснуться? Про любителей лавандового рафа не говорю, но, черт возьми, почему поход в кофейню из доступного места встречи с друзьями должен превращаться в непозволительную роскошь? Зачем загонять народ на кухни, а большую часть — в подъезды и на скамейки в парках?

Понятно, конечно, что происходит. В бюджете дыра, и дыра эта будет только увеличиваться. Потому что увеличиваются и будут увеличиваться военные расходы. А нефтегазовые доходы будут только сокращаться, о чем уже и проправительственные эксперты говорят. Деньги нужны, нужны очень и прямо сейчас. Налоги уже подняли, но тут такое дело: чем больше налоги, тем больше схем от их ухода. Да и сокращение прибыли и зарплат происходит. Так что рост налогов не прямо пропорционален росту налоговых поступлений. НДС собирается лучше и тут есть прямая зависимость роста сбора от роста продаж, но беда в том, что рост продаж, похоже, заканчивается. Инфляция, конечно, повысит сбор НДС чисто механически, но денег нужно больше и в реальном выражении.

Лучше обстоит дело с прямыми доходами бюджета — акцизами, тарифами и пошлинами. Вот они и растут. Акцизы на алкоголь с 1 января уже выросли, и сильно. Пошлины на все государственные услуги в ЗАГСах и МФЦ тоже. Теперь вот настала пора импорта. Почему только из «недружественных» стран тоже понятно: конечно, это оставляет лазейку для армянских холодильников и киргизских «мерседесов», но понятно, что главная причина — Китай, который не хотят обидеть пошлинами. А то еще вспомнит, что американцам не нравится его помощь России в обходе санкций.

Вот и получается: хотите покупать импортное — выворачивайте карманы, граждане. Или оптимизируйте свои расходы. В начале 90-х, когда инфляция зашкаливала, шутили: «Дорогие гости, вам чай с сахаром или руки с мылом помоете?». Теперь гостей впору спрашивать: «Вам кофе или пиво?». Вот ведь как получается: тосковали по СССР, а возвращаемся в «лихие 90-е».

Впрочем, такими темпами и в СССР вернемся скоро. И вовсе не в тот лубочный мир, о котором нам врут дети советской «номенклатуры» или группы вроде «Хорошо жили в СССР». А в настоящий, трушный Советский Союз. Где тоже, кстати, все было — просто, не на полках государственных магазинов, а на рынке или у спекулянтов. Ну и по ценам, разумеется, рыночным: на зарплату инженера можно было себе позволить одну пару импортных сапог. Или джинсы. Или целых 12 кг мяса. Недаром же Путин говорит — слишком много мяса мы есть стали. И кофе пьем непомерно. Пора возвращаться к традиционным ценностям.