Изображение: Wikipedia / Карл Теодор фон Пилоти
В российском обществе принято пенять на отсутствие консенсуса в оценке тех или других исторических персонажей. Иван Грозный, Александр II, Иосиф Сталин или Борис Ельцин — у каждого из них найдутся как истовые почитатели, так и ещё более фанатичные отрицатели. В зависимости от точки зрения, потрясающими или предосудительными могут представать одни и те же решения.
Любые проведённые реформы можно подать и как благо для простых людей, и как ненужное разрушение устоев, и как бюрократическую имитацию полезных действий. Начатую войну можно представить и защитой национальных интересов, и бессмысленной кровавой бойней. Наконец, подавление инакомыслия можно вывести и борьбой с опасными радикалами, и разгулом тирании пополам с полицейщиной.
Этот феномен — не нечто исключительно отечественное. Незаслуженно обожаемые и несправедливо ошельмованные персонажи встречаются в истории многих стран и народов. Попробуем разобраться, что потомки домыслили в биографиях разных правителей и почему эти легенды оказались так жизнестойки.
Нерон, римский император (54–68)
Легенда: безумный монстр, наслаждавшийся убийствами людей.
Реальность: правитель, у которого были свои достижения и ошибки. Для его преемников оказалось выгодным по тактическим соображениям забыть первые и преувеличить последние.
В наше время имя Нерона стало нарицательным для обозначения оторванного от реальности тирана. Императора в основном вспоминают за Великий пожар, который якобы начался по его приказу в Риме в июле 64 года н.э. и превратил город в пепелище. Долгое время было распространено представление о Нероне как о гедонисте с садистскими наклонностями. С самого вступления на престол в 17 лет он якобы интересовался музыкой и театральными представлениями больше, чем государственными делами.
Изображение: Wikipedia
Пожар Нерон якобы организовал то ли чтобы расчистить место под новый дворец, то ли чтобы обосновать гонения на христиан. Хроникёр Дион Кассий писал, что, наблюдая за пылающим городом из своих покоев на холме Палатин, император играл на лире и пел о разрушении Трои. Такой образ закрепился в массовом сознании в середине XX века, после выхода культового пеплума «Камо грядеши».
Однако современные историки всё чаще подвергают это представление критической переоценке. Куратор зала Античности и Древнего Рима в Британском музее Торстен Оппер объяснял, что образ инфантильного деспота закрепился за Нероном с подачи хроникёров. Те ещё не смирились с превращением республики в империю и стремились демонизировать правителя, олицетворявшего ненавистный режим. «Источники необходимо рассматривать как политически ангажированные тексты», — добавил Оппер.
На самом деле Нерон представлял далеко не самого плохого управленца.
В своё правление он сократил налоги и торговые пошлины, решив тем самым проблемы с продовольствием. Также император ограничил транжирство среди чиновников, поощрял строительство публичных пространств, сделал бани доступными для простонародья и наложил вето на закон о коллективной ответственности рабов одного хозяина. При этом плебс ценил страсть правителя к театральным представлениям и гладиаторским боям, которую позже историки поставят ему в вину.
Так а что же насчёт того самого пожара 64 года? На начало трагедии император находился во дворце почти в 50 километрах от Рима и уж точно не мог злорадствовать по поводу уничтожения города. Само возгорание, по словам Оппера, могло носить стихийный характер, вспыхнув из-за чересчур тесной застройки. После того как пламя удалось потушить, Нерон вкладывал большие средства в восстановление города.