Антисоветская демонстрация после крушения южнокорейского Boeing 747 напротив Белого дома, 2 сентября 1983. В правой части снимка женщина держит портрет погибшего в катастрофе конгрессмена-демократа Ларри Макдональда

Антисоветская демонстрация после крушения южнокорейского Boeing 747 напротив Белого дома, 2 сентября 1983. В правой части снимка женщина держит портрет погибшего в катастрофе конгрессмена-демократа Ларри Макдональда

Фото: Wikipedia

За новогодним столом принято желать, чтобы невзгоды и печали остались в уходящем году, а в предстоящем всех ждали успехи и радости. Однако в реальности так бывает редко: как у простых людей, так и в мире большой политики. Проблемы из прошлого года неизбежно переходят в год следующий. Конкретно нынешних хозяев Кремля последние дни 2024-го одарили головной болью в виде авиакатастрофы азербайджанского Embraer E190 близ казахстанского Актау — с огромной долей вероятности, трагедия стала результатом некорректной работы российской ПВО.

Эта история ещё далека от своей окончательной развязки, но её последствия уже очевидны. От Москвы отдаляются «дружественные страны», а её особый статус на постсоветском пространстве открыто подвергается пересмотру. Азербайджанский президент Ильхам Алиев с позиции моральной правоты требует от властей РФ полновесных извинений, в то время Казахстан без проволочек и торгов уже передал «чёрные ящики» E-190 бразильским изготовителям уничтоженного лайнера. Едва ли снятые с устройств записи последних переговоров экипажа чем-то порадуют российские власти.

При этом сама катастрофа в Актау — лишь одна из многих в прошлом гражданской авиации. Даже если брать последние 40–45 лет, можно найти целый ряд похожих происшествий, когда военные по роковому стечению обстоятельств сбивали невооружённые воздушные цели с сотнями мирных людей на борту. И каждое такое происшествие по-своему влияло на мировую историю.

1 сентября 1983 года: крушение южнокорейского Boeing 747 близ Сахалина

Погибли: все находившиеся на борту 246 пассажиров и 23 члена экипажа, преимущественно граждане Республики Корея (105 человек), США (62), Японии (28), Тайваня (23), а также двенадцати других государств.

Кто сбивал: лётчики 777-го истребительного авиационного полка ПВО ВВС СССР (непосредственно — пилот подполковник Геннадий Осипович).

Бэкграунд: авиакатастрофе 1 сентября 1983 предшествовали несколько лет эскалации напряжённости в отношениях США и СССР, начиная со ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979. Прямым прологом к сентябрьской трагедии послужил инцидент 4 апреля 1983 года. В тот день на Тихом океане шесть американских штурмовиков А-7 беспрепятственно пересекли границу Советского Союза и условно отбомбились по необитаемому острову Зелёный в Курильской гряде.

Курс KE007 утром 1 сентября 1983: положенный (пунктиром) и реальный (сплошным)

Карта: Wikipedia / город

Нахальная выходка оппонентов вызвала понятный гнев у тогдашнего руководства СССР во главе с Юрием Андроповым, тут же пропесочившего всех ответственных за дальневосточные рубежи. Военные лётчики преисполнились бдительности, отныне видя в каждом нарушителе нового наглеца из ВВС США.

Что произошло: в первый день осени 1983 обстановка на Сахалине, где дислоцировался 777-й полк, лишь прибавила в нервозности. Военные СССР ожидали очередного испытания баллистической ракеты «Тополь»: с полигона под архангельским Плесецком снаряд должен был поразить учебную цель на камчатской Куре. Все предполагали, что где-то рядом будут американские разведчики P-135.

Здесь советские офицеры не ошиблись. Около 3:00 ночи по местному времени близ Камчатки действительно появился пресловутый P-135. Фатальным стало то обстоятельство, что на какой-то момент его маршрут почти совпал с выполнявшим рядом рейс KE007 (Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул) южнокорейским Boeing 747. На радарах два самолёта сначала слились в единую точку, а затем разделились. Один аппарат ушёл на юг в сторону Японии, второй — взял на запад, вглубь Камчатки, а затем к Сахалину.

Американцы корейского происхождения читают газету с первыми новостями о сахалинской трагедии, 2 сентября 1983 года

Фото: Wikipedia / Bernard Gotfryd

Всё казалось очевидным: вторая точка — и есть потенциальный разведчик. На деле же положенным маршрутом KE007 пределы СССР покинул как раз американский лётчик. А корейские пилоты Чон Бён Ин и Сон Дон Хви продолжили вести свой лайнер с сильным отклонением от заданного курса — по-видимому, из-за ошибки в аэронавигационной системе. Этим Чон и Сон подписали себе и остальным 267 людям на борту смертный приговор.

Сахалинская ПВО скорее формально попыталась обратить на себя внимание неопознанного самолёта и параллельно согласовала уничтожение нарушителя с командованием. Финальное добро бить по «боингу» дал начальник Главного оперативного управления Генштаба СССР генерал Валентин Варенников. В 06:24 по Сахалину преследовавший корейцев на Су-15 подполковник Геннадий Осипович успешно выполнил неверно отданный с земли приказ. Спустя четыре минуты подбитый авиалайнер рухнул в разделяющий Сахалин и Хоккайдо пролив Лаперуза.