Иллюстрация создана Анной Гавриловой с использованием Midjourney

Антон — школьник из Екатеринбурга, ему 13 лет. Он мечтает стать писателем, слушает Noize MC и Монеточку, считает, что людям стоит бороться за свободу в своих странах и возлагает надежды на российскую оппозицию в изгнании. При этом Антон не исключает, что жить в России, когда вырастет, не будет.

Какой Россия будет через 10 лет? Недавно в школе нам задали такой же вопрос: «Как вы видите свою страну в будущем?» У меня есть одноклассница, и она сказала учительнице: «А если я вообще не хочу оставаться в России, хочу уехать?» Учительница ей ответила: «Хорошо, это твое мнение, но все равно расскажи, какой ты видишь Россию будущего». Я не знаю, что написала моя одноклассница. Но я знаю, что написал я.

В школе я все равно боюсь слишком явно выражать свое мнение, поэтому я написал про доступную среду для пожилых и инвалидов, которые живут в России в плохих условиях и для которых мало делается. Они не могут выйти из своих квартир, потому что дороги возле их домов раздолбаны. Я написал, что в России будущего их жизнь будет легче и страна будет о них заботиться.

Мне не нравится, что в школах сейчас чаще всего нет равноправия и уважения между учителем и учеником. Учителя часто пользуются своим господствующим положением. Например, возьмем обществознание. Учитель говорит: «Я старше тебя, поэтому я лучше тебя знаю». Звучит как бессмыслица, но во многих школах именно так.

Зато наша прекрасная учительница по духовно-нравственной культуре дает нам возможность выражать свое мнение, что редко встретишь. Это нравится всем детям. Мы очень ею дорожим, и она такая боевая женщина. С ней мы чувствуем, что учитель не просто впихивает информацию в голову, а обсуждает с нами какие-то вещи, и мы можем спорить.

Иллюстрация создана Анной Гавриловой с использованием Midjourney

Я думаю, что в России через 10 лет будет жить меньше людей, чем сейчас, но, надеюсь, ненамного. В 2034 году Россия не будет ни с кем воевать. Я вообще считаю, что в 2021 веке не должно быть войн. Сейчас Россия, к сожалению, воюет, хотя на нее никто не нападал.

«Все происходящее сегодня будет казаться дикостью»

В 2034 году в России — много независимых СМИ, люди заботятся о природе и трепетно относятся к городам и селам, в которых живут. А во дворах многоэтажек — зоны для пикников вместо машин.

Я не думаю, что через 10 лет появятся какие-то новые профессии, но появятся ответвления от существующих. Например, будут новые жанры в журналистике. Мы пока точно не знаем, но, вероятно, уже изобретут летающие скейтборды, а вместе с ними появятся и журналисты, которые будут освещать только этот вид спорта.

Демократическим президентом России, возможно, станет женщина, как, например, сейчас в Молдове. А представители народа по всей стране смогут влиять на решения президента. Как депутаты, только нормальные, а не как сейчас.

Сейчас мое поколение горит профессией программиста, всеми этими разработками, компьютерами. Поэтому в стране обязательно будет происходить технический прогресс. Вы видели у Дудя интервью с 3D-моделистом, который разбирается в строении животных и делает модельки динозавров для фильмов Warner Brosers? Среди россиян много таких талантливых людей.

Я не знаю, какая музыка появится в 2034 году. Но в России точно будут слушать то, что популярно и сейчас, из-за ностальгии. Например, The Hatters, NoizeMC, Монеточку. Будут снимать исторические документальные фильмы про то, как в России жили люди 10 лет назад. Все происходящее сегодня будет казаться дикостью.

Иллюстрация создана Анной Гавриловой с использованием Midjourney

В России будут говорить не только на русском языке, но и на многих других, в том числе на суржике и на английском.

«Надежду на позитивные перемены мне дает русская оппозиция»

Но чтобы все это случилось, нашему поколению нужно готовиться. В первую очередь, мы должны учиться проверять информацию, потому что как сейчас, так и в будущем это умение будет стоять на первом месте. Технологии, с помощью которых людей пытаются обмануть, развиваются с огромной скоростью, даже лица и речь подделывают через нейросети. Так что одна из востребованных профессий будущего — это фактчекер, который будет проверять любую информацию.

Надо обходить стороной государственные редакции, держаться от них подальше и стараться не поддаваться пропаганде в школе и по телевидению. Если брать мое поколение и младше, то нам могут помочь объяснения и поддержка родителей. Нужно смотреть независимые СМИ, а обходить блокировки все уже научились.

Я был в журналистском лагере, и это было самое свободное место из всех, что я видел. Мы рисовали комикс про то, как в середине XVIII века в России работала пропаганда и цензура. Тогда было так же, как сейчас у нас. И мои карикатуры вошли в основу этого комикса.

Людям надо изучать новое и двигаться в том русле, которое им нравится. И бороться. И тогда устройство страны будет другим: люди будут иметь во власти своих представителей, а диктатуру разрушат. Чаще всего в истории любая диктатура заканчивалась, и люди старались сделать страну лучше. Пример — Германия.

Я верю в свое поколение, хотя иногда вера эта и шаткая. У нас в классе есть мальчик, который все время говорит, что не лезет в политику, она ему не интересна, и ходит в школу в белой футболке с буквой «Z». Но надежду на позитивные перемены мне дает русская оппозиция. Сейчас у нее непростые времена, но она все равно есть и никуда не денется. Через 10 лет мне будет уже 22 года, и я надеюсь, что к тому времени я стану писателем.