Чиновники намерены на основе зарубежного опыта разработать схемы налогообложения иностранных активов российских предпринимателей. Схожие меры действуют в США и ЕС. Но в России они работать не будут – слишком мало у нашего государства рычагов воздействия на офшоры. Вместо роста доходов бюджет получит новые методы давления на бизнес и снижение объема иностранных инвестиций. Хуже того, после закручивания гаек многие предприниматели предпочтут хранить свои офшорные накопления в швейцарских банках, а не реинвестировать их в российские проекты. 

Хотим, чтоб как в Америке

В середине марта стало известно, что Владимир Путин поручил Минфину, Минэкономразвития, ФНС и Росфинмониторингу разработать предложения по «повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов». Под «прозрачностью» понимается не только контроль за трансграничными банковскими проводками, но и обязанность отчитываться об иностранных активах и операциях с ними. Предполагается, что российские резиденты будут сами декларировать и платить налог с иностранных активов.

Будущий президент предложил подчиненным ориентироваться «на зарубежный опыт». А он показывает, что с выводом средств в офшоры эффективнее всего борются, когда система заточена на обложение налогом доходов не компаний, а их владельцев – физических лиц. Такая практика, например, характерна для США и большинства стран ЕС. Там давно выяснили, что облагать налогом доходы бенефициаров гораздо эффективнее. Почему? Компания всегда будет стремиться занизить размер получаемой прибыли и, соответственно, налогооблагаемую базу. А в итоге после использования всех инструментов по снижению размера налоговых отчислений их собственники будут в некой конечной точке аккумулировать полученную прибыль для личного потребления и личных инвестиций. Вот в этой конечной точке и хотят обложить доход налогом развитые страны. Зато к контролю над затратами компаний в целом относятся куда спокойнее. Можно сказать, что этот вопрос почти целиком отдан на откуп аудиторам. 

В США построена целая государственная машина, смысл работы которой заключается в том, чтобы не дать физлицам аккумулировать значительные средства, не заплатив с них налоги. Если американская компания заплатила налоги, а потом под видом займа или какого-то другого финансового инструмента ее владелец вывел прибыль на офшор и не задекларировал ее, то он должен будет выплатить штрафы иногда размером в сотни миллионов долларов. А в некоторых случаях даже сесть в тюрьму на сроки вплоть до пожизненного. 

Получать доходы на офшорные структуры американское законодательство не запрещает. Но их нужно декларировать и платить столько же, сколько ты бы заплатил на территории США. При этом в Америке и Европе власти требуют с предпринимателей не российский НДФЛ 13%, а прогрессивный налог, в ряде стран доходящий до 90% от доходов, многократно превышающий среднестатистический. Думаете, по доброй воле? Конечно, граждане ЕС или США получают за свои отчисления значительную социальную защиту. Но основным фактором их сознательности, вероятно, является не гражданская ответственность, а уже упомянутый контроль. Слишком велик риск оказаться за решеткой. 

Эффективность работы Internal Revenue Servise (IRS – американская служба по контролю за сбором налогов) с безналоговыми юрисдикциями достигается в первую очередь за счет активного давления на них. Их банально принуждают раскрывать информацию о бенефициарах зарегистрированных там компаний. США располагают наиболее широким набором инструментов по давлению на налоговые гавани. Любой долларовый платеж проходит через корсчета американских банков. Если островная страна-офшор захочет воспрепятствовать властям в получении информации об американских гражданах – владельцах счетов, в частности, она может столкнуться с ограничением долларовых платежей и переводов в свою юрисдикцию. Не говоря о более простых методах – запрете для чиновников на въезд в США, аресте государственной собственности на территории Штатов, торговых санкциях. 

Работает безотказно. Причем давить удается не только на Панаму или Британские Виргинские острова, но и на достаточно могущественную Швейцарию. Так, под угрозой ареста американских активов банка UBS швейцарские банкиры в 2010 году выдали властям США информацию о вкладчиках-американцах. Чтобы пойти на беспрецедентный для Швейцарии шаг, властям этой страны даже пришлось проводить общенародный референдум, но раскрытие информации все же состоялось.

Руки коротки

Уверен: если в России будут приняты похожие на американские законы, а в рамках ФНС появится служба по контролю за финансовыми операциями с иностранными активами, к росту доходов госбюджета это не приведет. Очень сложно представить, что Россия своим внешнеполитическим весом продавливает раскрытие информации о бенефициарах той или иной компании, скажем, на Британских Виргинских островах. По уровню влияния на безналоговые юрисдикции наша страна не просто стоит на порядок ниже США – у Москвы в этом вопросе нет ни одного реально действующего рычага. Не будешь же угрожать Белизу (Центральная Америка) военным вторжением?

Кроме того, в России пока не сложилось предпосылок для создания структуры, которая могла бы эффективно действовать по выявлению доходов физических лиц. Работающие на госслужбе кадры заточены под сбор налогов с компаний и просто не обладают навыками для эффективного поиска средств, выведенных в офшоры. Для этого нужен высокий уровень образования, как минимум, знание английского языка. А еще таким специалистам надо хорошо платить, на что далеко не всегда готовы бюджетные организации.

Если же строительство такой структуры все же начнется... Мы получим очередную бессмысленную трату бюджетных денег – от создания госучреждения рычагов влияния на заокеанские офшоры не прибавится. 

Доктора для офшорного бизнеса

Офшорные компании, на которых накоплен определенный капитал, без преувеличения, есть у десятков тысяч российских предпринимателей. И пока этот доход не переведен на личный счет, в рамках действующего законодательства он не рассматривается в качестве его личного дохода. Соответственно, налог с него предприниматель платить не должен. В отличие от Германии или США.

Если система изменится по образцу США, десятки и сотни тысяч предпринимателей автоматически попадут в разряд преступников. Представьте, какое поле для деятельности получат правоохранительные органы для избирательного (а в избирательности у меня нет сомнений) давления на бизнес. Фактически каждый крупный бизнесмен окажется подозреваемым в преступлении.

Так может просто нет смысла объявлять преступлением то, до чего все равно не дотянуться? Тем более, значительная часть выведенных в офшоры средств возвращается в Россию в виде иностранных инвестиций – отечественные предприниматели в основной своей массе просто не стремятся делать бизнес где-либо еще. Неслучайно Кипр или Британские Виргинские острова стабильно держатся в лидерах по объему инвестиций в российскую экономику.

А после принятия аналогичных американским законов любая инвестиция в актив, который, как считается, принадлежит какому-то предпринимателю, будет являться основанием для проверок. Так что вместо роста доходов бюджета мы получим большое количество неэффективных госслужащих, которых надо будет содержать, и столкнемся с замедлением темпов иностранных инвестиций. Чтобы избежать прихода «докторов», многие предприниматели вместо реинвестирования прибыли в российские проекты будут довольствоваться процентами, которые им платят швейцарские или люксембургские банкиры. 

Холдинг должен работать

И все-таки частично иностранный опыт может быть полезен российским налоговикам. В ряде стран ЕС, например, в Германии, действует механизм, по которому все иностранные холдинги, работающие на территории этой страны, должны подтвердить свою деловую активность – доказать, что они организованы с целью реальной работы, а не для налоговой оптимизации. Контролируется относительно просто – с помощью официальных писем, телефонных звонков, вплоть до выездов налоговиков на место. И если, скажем, на Кипре материнская компания немецкого акционерного общества располагается не в реальном офисе, а по адресу регистратора, это может стать основанием для доначисления налогов.
Из низконалоговых юрисдикций у России подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом и Голландией. Согласно этим договорам, налог с дивидендов составляет не 9%, как внутри страны, а всего 5%. При этом проконтролировать, действительно ли холдинговая структура с головной компанией на Кипре или в другой низконалоговой юрисдикции работает, наши налоговики смогут. Во всяком случае, хочется в это верить.
P.S. От редакции: пока текст готовился к публикации, стали известны общие черты будущей антиофшорной налоговой политики государства. Согласно подготовленным ФНС поправкам в Налоговый кодекс, почти все выплаты в адрес компании, зарегистрированной в юрисдикции из списка офшоров Минфина, нельзя будет списывать на расходы и, соответственно, снижать базу по российскому налогу на прибыль (20%). Избежать этого запрета можно, если доказать, во-первых, что компания-налогоплательщик не контролирует офшорного получателя платежа. Во-вторых, налог, уплаченный в офшоре, должен быть не более чем вдвое ниже аналогичного российского – либо нужно доплатить соответствующую сумму в бюджет России. Если компания признает, что является бенефициаром офшора, то с выплат ей придется заплатить 9%. Если же отрицает связь, а налоговики докажут ее, – 20%.