ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

Слухи о проблемах, возникших у акционеров авиакомпании «Сибирь», ходили на рынке давно. Как и о непростых отношениях самой компании с ее основным кредитором – «Альфа-банком». И сообщение агентства «Интерфакс» о том, что сделаны конкретные предложения крупнейшим российским игрокам авиационного рынка о покупке S7, вполне можно считать информационной поддержкой начавшейся предпродажной подготовки. Особенно с учетом того, что названы не только потенциальные покупатели, но и сумма, о которой идет речь. Оценить, много это или мало – $300-350 млн за такую компанию – достаточно сложно. Высоким уровнем информационной прозрачности детище Натальи и Владислава Филевых не отличается. Но стоит обратить внимание, что названа оценка стоимости всей компании, а кроме частных акционеров в «Сибири» есть доля государства. Продать 25,4% Росимущество пыталось не раз. Но ни в 2006 году, когда эти акции впервые попали в план приватизации, ни в 2007 году, когда за этот пакет просили 2,885 млрд рублей (около $100 млн), желающих прирасти кусочком «Сибири» не нашлось. Более того, рассматривалась даже возможность внести блокирующий пакет почти семейной компании в капитал национального авиаперевозчика «Аэрофлота». Сам же Владислав Филев в кулуарах одного из авиационных мероприятий открыто говорил о том, что сам выкупать эти акции не намерен, как и платить дивиденды до тех пор, пока пакет будет в руках государства, обосновывая это необходимостью обновления флота и развития компании. Сегодня, как и пять лет назад, пакет акций «Сибири» опять в плане приватизации, консультирует государство по этой продаже «Альфа-банк». И договариваться об этом придется также с ним. То есть потенциальный покупатель должен понимать, что иметь дело ему придется не только с частными акционерами, но и с государством. Впрочем, весьма вероятно, что в этом случае ему необходимо будет вести переговоры с «Альфа-банком» – ведь акции Филевых, скорее всего, находятся в залоге. К тому же, еще с 2009 года у эта финансовая структура контролирует половину собственности в «Сибирь Техник» и «С7 Инжиниринг» (эти активы также были в залоге). А это может вылиться в дополнительные расходы. Что же может получить потенциальный покупатель «Сибири»? Членство в международном альянсе Oneworld. Вещь это ценная, но не стоит забывать, что «Аэрофлот» состоит в Sky Team. К этому можно добавить активно обновляемый парк, состоящий из 37 воздушных судов. Но нужно иметь в виду, что все они, если верить отчетности и сообщениям компании, находятся в операционном лизинге. К ним обязательно нужно приплюсовать 8 млрд рублей чистого долга и базу в Новосибирске. Последнее можно считать плюсом, ибо является своеобразным ключом к воздушным воротам Сибири. Но только для тех, кто собственной базы за Уралом не имеет. Свернуть же базу в Новосибирске потенциальный покупатель, хотя бы в силу политических причин, не сумеет. И с этой точки зрения из круга заинтересованных лиц явно выпадает «ЮТэйр». Кроме действующих базовых точек в Сургуте и Тюмени, озвученные планы авиакомпании предполагают развитие бизнеса в Иркутске или Красноярске. К тому же маршрутная сеть «Сибири» откроет для «ЮТэйра» лишь полтора десятка новых точек на авиационной карте России, которые способны добавить, по нашим расчетам, около полумиллиона пассажиров. Прибавка, прямо скажем, не очень значительная. Поверить в то, что «Аэрофлот», еще не завершивший процесс консолидации наследия «Росавиа», рискнет потратить $300-350 млн на новый актив, усилия по интеграции которого будут существенно выше, очень сложно. Да и «базовые» интересы национального перевозчика лежат значительно дальше на Востоке. К тому же, маршрутная сеть «Сибири» вряд ли может заинтересовать «Аэрофлот». Новые направления крупнейший перевозчик страны открывает и сам, благо растущие провозные мощности и статус это позволяют делать и без многомиллионных покупок. Остается «Трансаэро». Но поверить в то, что эта компания рискнет отойти от своей многолетней стратегии развития дальнемагистральных перевозок с подвозом к ним «ближних» пассажиров, достаточно сложно. Да и финансовые возможности ее не так высоки. К тому же «Трансаэро» никогда не говорила о планах открытия новых базовых точек за пределами двух столиц. На этом список потенциальных покупателей из авиационной отрасли, пожалуй, иссякает. Впрочем, предпродажная подготовка только начинается, и в ближайшее время мы можем узнать много нового о желающих прирасти «Сибирью».