Фото: svobodanews.ru
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) ужесточает регламент подачи обращений для жителей пяти стран, включая Россию. Об этом объявили на конференции в Страсбурге несколько дней назад, хотя официальных заявлений руководство Евросуда не делало. Ужесточение проводится в рамках реформы ЕСПЧ, перегруженного ожидающими рассмотрения делами. Лидером по числу жалоб в ЕСПЧ по-прежнему остается Россия.
Но это не совсем новые правила, – они были сформулированы ЕСПЧ ранее, но только в качестве рекомендаций. Если заявители их не соблюдали, ЕСПЧ присылал им ответ с просьбой дописать или переделать что-то. С осени 2011 года юристы, которые плотно работали с ЕСПЧ, стали получать отказы в регистрации жалоб с указанием, что они не соблюли определенные процедуры, но детальных объяснений не было. Это коснулось Болгарии, России и еще трех стран. Циркуляров на эту тему не выходило, и юристы, которые озаботились отказами по не вполне понятным мотивам, убедили ЕСПЧ организовать конференцию. Она прошла 5-6 июня в Страсбурге, и там среди прочего был разъяснен этот новый подход к рассмотрению жалоб.
Во-первых, жалоба должна быть подана строго по формуляру, установленному ЕСПЧ, – он висит на сайте ЕСПЧ, в том числе и на русском языке. Во-вторых, доверенность от заявителя должна быть приложена к первоначальной жалобе, ее нельзя будет прислать позже. Часто возникает ситуация, когда клиент, например, отбывает наказание в колонии и юрист отправляет жалобу сам, а спустя несколько месяцев отсылает и жалобу от клиента, так как процедура получения доверенности из колонии занимает много времени. И третье, самое важное новое основание, которое не соблюдали даже юристы, специализирующиеся на ЕСПЧ: по всем жалобам, объем которых превышает 10 страниц, исключая приложения, необходимо делать специальный документ, «саммари», на полторы страницы с фабулой дела и основными доводами. Его отсутствие будет приводить к отказу. Исключение по последнему правилу составляют дела, связанные с нарушением права на жизнь и пытками. Если близкий погиб по вине представителя власти или пострадавшего пытали в полиции, то саммари прилагать не обязательно. Если ЕСПЧ отказывает, повторно отправить жалобу обычно нельзя – как правило, истекает шестимесячный срок, ведь на сбор документов уходит время, потом пока ее отправят, пока рассмотрят и ответят...
Юристы, которые тесно работают с ЕСПЧ, очень быстро перестроятся, – это не так сложно, хотя подготовка жалобы будет требовать больше сил и времени. Так, 90% заявителей «Агоры» находятся в других регионах – получение от них доверенности потребует больше времени. Это гораздо сильнее коснется тех, кто пишет жалобы сам, и юристов, которые не специализируются на ЕСПЧ. Вероятность отказа для них резко возрастает, правда, не в относительных цифрах, а в абсолютных. Сейчас 97% жалоб от россиян в ЕСПЧ признаются неприемлемыми и не проходят даже первую стадию по формальным основаниям, – можно ожидать повышения этой цифры до 98%. Новые правила приведут к непринятию нескольких сотен жалоб ежегодно.
Причина одна – крайняя загруженность суда. Все инициативы, связанные с упрощением процедуры рассмотрения жалоб, как, например, принятие решений-клонов по 50-60 однотипным жалобам одним пакетом, должны повышать проходимость в ЕСПЧ, но пока не меняют ситуацию кардинально. Никакой политической конъюнктуры тут искать не нужно. Чем больше людей узнают о ЕСПЧ, тем менее эффективным средством защиты он становится.