© http://fashionpulsedaily.com/

На днях появилась новость о крупной сделке на рынке электронной торговли – покупке контрольного пакета «Сотмаркета» компанией IQ One, которая является и крупнейшим акционером другого известного интернет-магазина «Ютинет». Новость сама по себе интересная и масштабная, но она становится еще более значимой, если ее вписать в общий контекст того, что происходит в области инвестиций в российский e-commerce.

Вспомним, что буквально несколько недель назад было объявлено об инвестициях со стороны бывших владельцев интернет-провайдера Netbynet Грегори Беренштейна и Вадима Курина в онлайн-магазин «Все инструменты». Эти две новости во многом похожи: в обоих случаях речь идет о десятках миллионов долларов инвестиций в проекты, которые стартовали с нуля всего несколько лет назад и за короткий срок без значимых финансовых вливаний, без больших маркетинговых ресурсов смогли войти в число крупнейших интернет-магазинов Рунета.

Напрашивается предположение, что мы наблюдаем смену тренда, – ведь еще совсем недавно наибольшее внимание привлекали инвестиции совсем другого рода, когда фонды с мощной отраслевой экспертизой вкладывали большие ресурсы в создание и массированную, очень быструю раскрутку новых интернет-магазинов. Можно назвать Sapato, Lamoda, Heverest, Mebelrama. Нельзя утверждать, что подобная стратегия оказалась неэффективной, но понятно, что бесконечно ее повторять нельзя: с каждым таким новым проектом стоимость выхода на рынок и завоевания доли на нем становится все выше и выше.

Так что неудивительно, что теперь внимание инвесторов, по крайней мере некоторых из них, переключилось на уже сложившиеся, но быстрорастущие проекты. Но неслучайно и то, что сами интернет-магазины сейчас стали более открытыми для прихода новых инвесторов, – их создатели пришли к пониманию того, что стратегия развития из собственной прибыли себя исчерпала. Конкуренция растет, и надо или масштабно вкладываться в более быстрое развитие или ждать, когда тебя «съедят» конкуренты, располагающие большими финансовыми ресурсами (например, офлайновые ритейлеры, выходящие в Сеть). 

Для чего именно нужны большие инвестиции? Рынок e-commerce сейчас растет за счет регионов, и при этом у покупателей в регионах выше (чем у столичных жителей) потребность в том, чтобы иметь возможность лично прийти в интернет-магазин – в его офлайновый магазин или хотя бы в пункт выдачи заказов. Офлайновое присутствие – это и инструмент обеспечения качества сервиса, и рост узнаваемости бренда, и обеспечение доверия к интернет-магазину. Именно в подобное офлайновое присутствие планируют вкладываться «Все Инструменты», SotMarket и многие другие игроки.

Но самая интересная часть этой истории возможно еще впереди. Интернет-магазины одежды и обуви пока еще не торопятся обрастать офлайновыми точками присутствия – но, возможно, это только пока, и, может быть, именно выход в офлайн поможет этому сегменту онлайн-продаж преодолеть тот временной застой, в котором он сейчас оказался?