Фото: Jim Young / Reuters

На праздничном безрыбье новостей российские СМИ были заполнены новостями о бушующем в США снежном шторме. Сорокапятиградусные морозы, миллиардные убытки, два десятка погибших, сотни миллионов человек затронуты бедствием. У нас вообще склонны верить апокалиптическим новостям из Америки. Несколько лет назад «новость» из сатирического блога Энди Боровица о том, что якобы 55 миллионов американцев попросили убежища в Канаде после победы республиканцев на довыборах в конгресс, совершенно всерьез цитировали в российских СМИ. Нынешние новости не связаны с дезинформацией, но, как часто бывает при взгляде издалека, одновременно доносят правду и сильно преувеличивают. Вопреки некоторым заголовкам ситуация в США отнюдь не напоминает фильм-катастрофу. Правда, убытки вполне реальны, и задуматься на перспективу есть о чем. 

Как американцы спасаются от мороза

Новогодняя погода в Америке опоздала на пару дней – с 2 января большую часть территории страны накрыло «полярным вихрем». США – страна южная, ее северные границы располагаются примерно на широте Сочи, а столица Вашингтон находится в субтропиках. Нынешние морозы были на то и аномальными, что в какой-то момент на севере США было холоднее, чем в Антарктике, не говоря уж о зимней Москве. Были побиты кое-какие температурные рекорды, но самая низкая температура (до -35°С и ниже) была отмечена в малонаселенных районах вроде Северной Дакоты или Аппалачских гор. В Вашингтоне было до минус 12 – это очень сильный мороз по местным меркам, но жизнь от этого не замерла. Не сравнить с 2011 годом, когда у многих столичных жителей электричество в непогоду отключилось на пять дней, в результате чего местная электрическая компания Pepco попала на первое место в списке «самых ненавидимых компаний в США».
Лично меня непогода застала на экскурсии в столице Пенсильвании городе Гаррисберге. В середине дня вдруг повалил снег, засыпавший машину за какой-нибудь час. Погуляв по заснеженному городку и полюбовавшись на Капитолий штата Пенсильвания, мы двинулись домой в Вашингтон. После часовой пробки удалось выбраться на шоссе, но снег все еще шел стеной. Дальше была исчезающая колея на заснеженной трассе, а потом вообще никакой колеи. Снег то таял, обдавая потоками грязи, то подмораживался в лед, облепивший дворники машины. Зато, как по мановению волшебной палочки, на границе штатов Пенсильвания и Мэриленд началась расчищенная дорога – в либеральном Мэриленде, в отличие от республиканской Пенсильвании, муниципальные налоги значительно выше, но и дороги чистят исправно. В Вашингтоне шел ледяной ливень, дороги были завалены снегом даже в центре. Дистанция в 120 миль была преодолена за шесть часов, и не без риска, а машина покрылась толстой коркой льда
Примерно с теми же неудобствами пришлось столкнуться многим жителям страны. А поскольку американцы живут, как правило, в собственных домах и сами отвечают за чистоту вокруг них, утро для миллионов начиналось буквально с откапывания гаража из-под снега, чтобы можно было поехать на работу. Недавно избранный мэр Нью-Йорка Билл де Блазио чистил снег перед своим домом, как простой горожанин, – правда, под прицелом десятков камер. В Вашингтоне снег стаял быстро, сменившись гололедом, и местные жители отправились посыпать тротуар солью, чтобы, чего доброго, не попасть под суд, если кто-нибудь поскользнется и сломает руку или ногу перед их подъездом. Ну и, конечно, люди перед выходом на улицу заматывались кто во что горазд – в платки, шарфы, башлыки. «Нью-Йорк таймс» тут же опубликовала обзор уличной моды, которая стихийно сложилась с неожиданным приходом зимы

Кому действительно тяжело пришлось. так это авиапутешественникам. Массовая отмена рейсов началась еще до Нового года. Мои знакомые застряли в Вашингтоне на двое суток из-за снежного шторма. Правда, они получили от авиакомпании ваучеры на гостиницу и питание. Так что задержка обернулась неожиданными мини-каникулами в американской столице, которыми они остались довольны. Но большинству пассажиров, конечно, пришлось несладко – срывались отпуска и поездки к родственникам, деловые встречи. В разгар снежного шторма в день отменялись по 3–4 тысячи рейсов. Даже на важном голосовании по утверждению Джанет Йеллен главой Федеральной резервной системы в сенате США не дождались некоторых сенаторов, которые попросту не успели вовремя на сессию из-за проблем с рейсами.

Фото: Zoran Milich / Reuters

Цена в жизнях и в миллиардах 

Холода накрыли весь север и восток США, морозы доходили даже до южной Атланты. Так что экстремальные климатические явления затронули где-то двести миллионов американцев – примерно две трети населения страны. В этих условиях сообщения о 21 жертве холода не выглядят так уж устрашающе, тем более что большинство из них относится к неизбежным ДТП на заснеженных дорогах. Среди погибших были и бездомные, и даже работник служб ЖКХ из Филадельфии, которого на фабрике раздавило 30-метровой глыбой соли для посыпания дорог.К настоящему моменту режим ЧП действует в 19 штатах – правда, в США он объявляется частенько и не предполагает каких-то исключительных катаклизмов.
По подсчетам фирмы Planalytics, которая оценивает влияние погоды на бизнес, нынешняя волна холода обошлась американской экономике в $5 млрд. Это и потери производства, и спад потребления. Ведь кое-кто не попал на работу, и многие решили выпить кофе дома, а не в кафе, до которого надо было добираться по снежным заносам. По оценкам Goldman Sachs, холода могут сказаться на занятости в таких отраслях, как строительство, а безработица в США пока что на высоком, по местным меркам уровне, – 7%. Главный убыток, примерно в полтора миллиарда долларов, принесли задержки рейсов.
Также взлетели цены на газ для отопления – в Нью-Йорке они повысились, скажем, вдесятеро. Правда, для повышения были основания – нехватка мощностей для подачи газа и неэластичный спрос («Нельзя же дать бабушке замерзнуть», – как говорят в отрасли). Вскоре цены на газ вновь упали, так что удар по кошелькам потребителей получился не очень сильный.

Американские дороги, мосты, аэропорты и прочая инфраструктура от морозов почти не пострадали, а потребители принялись тратить деньги сразу же после того, как холода немного ослабли, так что значительную часть ущерба удастся отыграть.

«Люди могут не пойти в кино и потянутся за арахисовым маслом на полке, вместо того чтобы пойти в магазин, но в конце концов продукты им понадобятся», – пояснил газете Christian Science Monitor экономист Дэвид Берсон. Да и внушительно выглядящие $5 млрд потерь не так много по сравнению с прошлыми бурями: в 2010 году недельный снежный шторм обошелся США, по оценкам той же фирмы Planalytics, в $25–30 млрд. Несколько миллиардов убытков это капля в море для $17-триллионной американской экономики, которая хоть и не восстановилась полностью после пятилетнего застоя, но потихоньку набирает темпы роста.
Все это не значит, что погода экономике не помеха. По мере того как ускоряются климатические изменения, погодные катаклизмы приносят все больше экономического ущерба.Кстати, вопреки бытовой мудрости экстремальные снежные штормы в США отлично укладываются в научную картину глобального потепления, которое предполагает вовсе не только постоянное повышение средней температуры, но и резкую амплитуду климатических колебаний. Как замечал американский журналист и писатель Томас Фридман, если теперь о погоде говорят обычно в конце теленовостей, через энное количество лет она может выбиться в главные новости – впереди политики и экономики. По оценкам Национального центра атмосферных исследований от 2011 года, суммарная стоимость погодных эффектов для экономики США составляла $485 млрд в год. Здесь уже есть о чем задуматься – и американцам, и всем остальным.