На праздничном безрыбье новостей российские СМИ были заполнены новостями о бушующем в США снежном шторме. Сорокапятиградусные морозы, миллиардные убытки, два десятка погибших, сотни миллионов человек затронуты бедствием.
У нас вообще склонны верить апокалиптическим новостям из Америки. Несколько лет назад «новость» из сатирического блога Энди Боровица о том, что якобы 55 миллионов американцев попросили убежища в Канаде после победы республиканцев на довыборах в конгресс, совершенно всерьез
цитировали в российских СМИ. Нынешние новости не связаны с дезинформацией, но, как часто бывает при взгляде издалека, одновременно доносят правду и сильно преувеличивают. Вопреки некоторым
заголовкам ситуация в США отнюдь не напоминает фильм-катастрофу. Правда, убытки вполне реальны, и задуматься на перспективу есть о чем.
Как американцы спасаются от мороза
Новогодняя погода в Америке опоздала на пару дней – с 2 января большую часть территории страны накрыло «полярным вихрем». США – страна южная, ее северные границы располагаются примерно на широте Сочи, а столица Вашингтон находится в субтропиках
. Нынешние морозы были на то и аномальными, что в какой-то момент на севере США было холоднее, чем в Антарктике, не говоря уж о зимней Москве. Были побиты кое-какие температурные рекорды, но самая низкая температура (до -35°С и ниже) была отмечена в малонаселенных районах вроде Северной Дакоты или Аппалачских гор. В Вашингтоне было до минус 12 – это очень сильный мороз по местным меркам, но жизнь от этого не замерла. Не сравнить с 2011 годом, когда у многих столичных жителей электричество в непогоду отключилось на пять дней, в результате чего местная электрическая компания
Pepco попала на первое место в списке
«самых ненавидимых компаний в США».Лично меня непогода застала на экскурсии в столице Пенсильвании городе Гаррисберге. В середине дня вдруг повалил снег, засыпавший машину за какой-нибудь час. Погуляв по заснеженному городку и полюбовавшись на Капитолий штата Пенсильвания, мы двинулись домой в Вашингтон. После часовой пробки удалось выбраться на шоссе, но снег все еще шел стеной. Дальше была исчезающая колея на заснеженной трассе, а потом – вообще никакой колеи. Снег то таял, обдавая потоками грязи, то подмораживался в лед, облепивший дворники машины. Зато, как по мановению волшебной палочки, на границе штатов Пенсильвания и Мэриленд началась расчищенная дорога – в либеральном Мэриленде, в отличие от республиканской Пенсильвании, муниципальные налоги значительно выше, но и дороги чистят исправно. В Вашингтоне шел ледяной ливень, дороги были завалены снегом даже в центре. Дистанция в 120 миль была преодолена за шесть часов, и не без риска, а машина покрылась толстой коркой льда.
Примерно с теми же неудобствами пришлось столкнуться многим жителям страны. А поскольку американцы живут, как правило, в собственных домах и сами отвечают за чистоту вокруг них, утро для миллионов начиналось буквально с откапывания гаража из-под снега, чтобы можно было поехать на работу. Недавно избранный мэр Нью-Йорка Билл де Блазио чистил снег перед своим домом, как простой горожанин, – правда,
под прицелом десятков камер. В Вашингтоне снег стаял быстро, сменившись гололедом, и местные жители отправились посыпать тротуар солью, чтобы, чего доброго, не попасть под суд, если кто-нибудь поскользнется и сломает руку или ногу перед их подъездом. Ну и, конечно, люди перед выходом на улицу заматывались кто во что горазд – в платки, шарфы, башлыки. «Нью-Йорк таймс» тут же опубликовала
обзор уличной моды, которая стихийно сложилась с неожиданным приходом зимы
. Кому действительно тяжело пришлось. так это авиапутешественникам. Массовая отмена рейсов началась еще до Нового года. Мои знакомые застряли в Вашингтоне на двое суток из-за снежного шторма. Правда, они получили от авиакомпании ваучеры на гостиницу и питание. Так что задержка обернулась неожиданными мини-каникулами в американской столице, которыми они остались довольны. Но большинству пассажиров, конечно, пришлось несладко – срывались отпуска и поездки к родственникам, деловые встречи. В разгар снежного шторма в день отменялись по 3–4 тысячи рейсов. Даже на важном голосовании по утверждению Джанет Йеллен главой Федеральной резервной системы в сенате США не дождались некоторых сенаторов, которые попросту не успели вовремя на сессию из-за проблем с рейсами.
Фото: Zoran Milich / Reuters
Цена в жизнях и в миллиардах
Холода накрыли весь север и восток США, морозы доходили даже до южной Атланты. Так что экстремальные климатические явления затронули где-то двести миллионов американцев – примерно две трети населения страны. В этих условиях сообщения о 21 жертве холода не выглядят так уж устрашающе, тем более что большинство из них относится к неизбежным ДТП на заснеженных дорогах. Среди погибших были и бездомные, и даже
работник служб ЖКХ из Филадельфии, которого на фабрике раздавило 30-метровой глыбой соли для посыпания дорог.
К настоящему моменту режим ЧП действует
в 19 штатах – правда, в США он объявляется частенько и не предполагает каких-то исключительных катаклизмов.
По подсчетам фирмы
Planalytics, которая оценивает влияние погоды на бизнес, нынешняя волна холода
обошлась американской экономике в $5 млрд. Это и потери производства, и спад потребления. Ведь кое-кто не попал на работу, и многие решили выпить кофе дома, а не в кафе, до которого надо было добираться по снежным заносам. По оценкам
Goldman Sachs, холода могут сказаться на занятости в таких отраслях, как строительство, а безработица в США пока что на высоком, по местным меркам уровне, – 7%. Главный убыток, примерно в полтора миллиарда долларов, принесли задержки рейсов.
Также взлетели цены на газ для отопления – в Нью-Йорке они повысились, скажем,
вдесятеро. Правда, для повышения были основания – нехватка мощностей для подачи газа и неэластичный спрос («Нельзя же дать бабушке замерзнуть», – как говорят в отрасли). Вскоре цены на газ вновь упали, так что удар по кошелькам потребителей получился не очень сильный.
Американские дороги, мосты, аэропорты и прочая инфраструктура от морозов почти не пострадали, а потребители принялись тратить деньги сразу же после того, как холода немного ослабли, так что значительную часть ущерба удастся отыграть.
«Люди могут не пойти в кино и потянутся за арахисовым маслом на полке, вместо того чтобы пойти в магазин, но в конце концов продукты им понадобятся», – пояснил газете Christian Science Monitor экономист Дэвид Берсон. Да и внушительно выглядящие $5 млрд потерь – не так много по сравнению с прошлыми бурями: в 2010 году недельный снежный шторм обошелся США, по оценкам той же фирмы Planalytics, в $25–30 млрд. Несколько миллиардов убытков – это капля в море для $17-триллионной американской экономики, которая хоть и не восстановилась полностью после пятилетнего застоя, но потихоньку набирает темпы роста.
Все это не значит, что погода экономике не помеха. По мере того как ускоряются климатические изменения
, погодные катаклизмы приносят все больше экономического ущерба.
Кстати, вопреки бытовой мудрости экстремальные снежные штормы в США отлично укладываются в научную картину глобального потепления, которое предполагает вовсе не только постоянное повышение средней температуры, но и резкую амплитуду климатических колебаний. Как замечал американский журналист и писатель Томас Фридман, если теперь о погоде говорят обычно в конце теленовостей, через энное количество лет она может выбиться в главные новости – впереди политики и экономики. По оценкам Национального центра атмосферных исследований от 2011 года, суммарная стоимость погодных эффектов для экономики США составляла
$485 млрд в год. Здесь уже есть о чем задуматься – и американцам, и всем остальным
.