Фото: Fotobank.ru
Каждый второй американский, немецкий и израильский основатель стартапа, если верить опросам Y Combinator, прямо говорит, что запускает бизнес с расчетом на скорый интерес к нему со стороны технологических гигантов.
Корпорации, в свою очередь, демонстрируют отличный аппетит – особенно в последние два года, которые стали рекордными по числу поглощений. Например, Apple только что приобрела за $20 млн израильского производителя фотомодулей LinX, а в начале апреля выяснилось, что компания стала владельцем поисково-рекомендательного сервиса Ottocat. Всего же в 2013–2014 годах Apple купила 26 проектов разного профиля (при этом компания не анонсирует свои приобретения, часто о сделках можно узнать лишь через несколько лет после их завершения).
Лидером же по интенсивности поглощений остается Google: за два с лишним года интернет-компания стала владельцем 56 стартапов.
Конечно, это капля в море из тысяч молодых проектов, шанс оказаться в поле зрения Google и Apple не очень высок. Зато покупки корпораций отлично показывают, каким видят будущее лидеры индустрии. «Посмотрите, чем занимается приобретенный за миллионы долларов стартап, и вы поймете, где мы дошли до стадии прорыва и где нам не хватает своих, самых мощных на свете ресурсов, чтобы этот прорыв осуществить», – пишет в книге «Как работает Google» бывший глава интернет-компании Эрик Шмидт.
Slon посмотрел, что покупали Google и Apple в последние два рекордных года, и разобрался, какие технологии и рыночные ниши интересуют гигантов в первую очередь.
1. Робототехника. Девять cтартапов
Абсолютный лидер – робототехника. Компания Google в 2013–2014 годах приобрела девять компаний в этой области. И если разработчика военных роботов для Пентагона Boston Dynamics, ставшего частью Google в конце 2013 года, сложно назвать стартапом, то остальные проекты – яркие примеры молодых инженерных и научных команд, которые дождались своего звездного часа.
Если посмотреть на их специализацию, можно понять, какие направления робототехники в компании считают самыми перспективными. Коммерческих робототехнических проектов у Google еще не было, будущая структура этого рынка формируется на наших глазах. Корпорация ясно дает понять, что ей нужны не столько создатели готовых роботов как таковых, сколько разработчики инновационных компонентов – эластичных деталей, механических рук, колес, камер, систем распознавания образов и технологий распознавания жестов. Фактически Google сообщает стартапам: роботов мы соберем сами, а вы предложите нам интересные технологии, которые наполнят придуманные нами концепции.
Характерные примеры:
Redwood Robotics – стартап из Сан-Франциско, специализирующийся на разработке рук-манипуляторов для применения на промышленных конвейерах, в сетях распределения товаров и различных сферах услуг. Главный конкурент до поглощения Google – Rethink Robotics c ее известным роботом Baxter.
Holomini – небольшая команда, разрабатывающая инновационные виды колесных шасси, способных ускоряться в любом направлении и повышающих маневренность роботов и автомобилей.
2. Искусственный интеллект. Семь стартапов
После покупки за $600 млн британского стартапа DeepMind Technologies, который специализировался на разработках в области машинного обучения, Google cтала собирать проекты поменьше. Компанию, если внимательно посмотреть на список приобретений, в первую очередь интересуют системы анализа визуальных данных.
Apple, в свою очередь, покупала стартапы для усиления своего персонального помощника Siri. Ее сфера интересов: распознавание речи и интеллектуальный анализ персональной информации.
Характерные примеры:
Jetpac – стартап в области машинного зрения, приобретенный Google. Разработанное им приложение собирало информацию из фотографий, размещенных пользователями в социальных сетях – на Instagram или Facebook, – и с помощью системы искусственного интеллекта создавало персонализированные путеводители по городам.