REUTERS / Stefano Rellandini

Первый шаг на пути импортозамещения в технологической сфере сделан. Президент Путин на этой неделе одобрил закон о преференциях российскому программному обеспечению, который вступит в силу с 1 января 2016 года. Он напрямую не устанавливает запретов на иностранный софт, но обязывает госорганы обосновать причину его закупки. Закон также предусматривает создание реестра российского ПО. Вошедшие в него компании-разработчики должны быть юридически оформлены и работать на российской территории и управляться гражданами РФ.

Параллельно Минкомсвязь внесло в правительство проект постановления об ограничении госзакупок иностранного ПО. Согласно последней версии документа, со следующего года госорганы смогут приобретать зарубежное ПО, только если российского аналога не существует или он не обладает необходимыми функциями.

Известно, что против жестких преференций российским IT-разработчикам выступают Минфин и ФАС. Госдума в свою очередь готова ужесточить закон, если правительство до осени не согласует способы ограничения госзакупок иностранного софта.

Тренд задан – идее больше полугода, в том или ином виде она будет реализована. К чему это приведет?

Локальный контекст. Потерянное десятилетие

Для начала важно понять, какой путь мы прошли. Девять лет назад, в 2006 году, Лига независимых экспертов в области информационных технологий (ЛИНЭКС) на конференции Международного компьютерного клуба проводила сценарную деловую игру: несколько десятков руководителей известных российских IT-компаний искали оптимальную стратегию развития своего бизнеса в условиях различных сценариев будущего. Эксперты разработали пять сценариев развития российского IT-рынка и назвали их соответственно сути: «Эльдорадо», «На всех не хватит», «Кошмар», «Новый курс» и «Утопия».

Участники деловой игры, не без основания считая себя опытными в бизнесе реалистами, решили тогда исключить из рассмотрения два экстремальных сценария (самый оптимистичный – «Утопия» и самый пессимистичный – «Кошмар»). Сосредоточились на показавшейся наиболее вероятной сценарной траектории: от «Эльдорадо» через «На всех не хватит» к «Новому курсу». А зря! В жизни все оказалось иначе.

Программным обеспечением дело не ограничится. На очереди компьютерное и сетевое оборудование. Кампании типа «Выброси на помойку IBM, Oracle и EMC» не за горами

За прошедшие девять лет экономический и институциональный режим в России так и не изменился. Поэтому сценарию «Утопия» не было суждено реализоваться. В итоге роль драйвера смены сценариев развития IT-рынка сольно выполняла цена на энергоресурсы. За девять лет эта цена, резко поднявшись и упав, а потом снова поднявшись и постояв, наконец рухнула, последовательно проведя российский IT-рынок прямо к «Кошмару».

Уже в прошлом году я участвовал в экспертизе проекта «Сценарии инновационного развития и глобализации российской отрасли информационных технологий», проводившейся совместно компанией Ernst & Young и Российской венчурной компанией. На этот раз негативный сценарий получил название «Потерянное десятилетие». Его базовыми характеристиками стали: изоляционистская политика государства, иррациональный вариант реализации стратегии импортозамещения, ограничение доступа к мировому рынку инноваций, снижение частной активности инвесторов, отток и эмиграция кадров и сокращение расходов на образование.

На следующий, 2015 год этот сценарий материализовался на российском IT-рынке в полном объеме.

Экономическая крепость

Мир тоже изменился. Для описания развития национальных IT-индустрий аналитики Gartner разработали специальную методику сценарного планирования. Она использует два мегафактора: «Здоровье экономики» и «Информационная политика», обобщающие более 70 экономических, социальных и политических показателей. Сочетание мегафакторов дает четыре возможных сценария развития: «Экономическая крепость», «Естественный отбор», «Комфортабельная тюрьма» и «Хаотическое изобилие».

Суммарные (за все годы существования рынка) вложения в разработку нового софта по состоянию на 2014 год составляют в России примерно $3 млрд, а в США более $1 трлн – в 350 раз больше

Ориентируясь на методику Gartner, мы попытались просчитать, где находится сейчас российская IT-индустрия. Оказалось, что самый актуальный сценарий для нас сегодня – «Экономическая крепость». Вот его основные характеристики.

Закрытая экономическая политика. В данном сценарии экономические условия заставляют правительство вводить всевозможные регуляционные меры, ограничивающие свободу торговли.

Текущие экономические проблемы подрывают рост. Экономические институты не в состоянии предотвращать кризисы повсюду, поскольку, залатав пробоину в одном из сегментов, они тут же получают ее в другом.

Происходит импортозамещение в отраслях материального производства. Это в первую очередь промышленность, сельское хозяйство, розничная торговля и дистрибуция. Яркий пример – продуктовые контрсанкции.

Отрасли цифрового производства сталкиваются с конфликтом между глобализацией и импортозамещением. Например, это происходит в производстве ПО, индустрии развлечений, СМИ, интернет-бизнесе, контентном бизнесе.

Наконец, объемы офшорных IТ-услуг сокращаются – в России растет уровень безработицы, а значит, собственная рабочая сила становится доступнее

Станет ли российское ПО лучше?