Владимир Путин и Владимир Якунин.

Владимир Путин и Владимир Якунин.

ТАСС / Алексей Дружинин

Теперь им самим приходится нарушать придуманные ими же самими для себя законы – вспомнили, что сенатору, не живущему в регионе, нужен дипломатический статус, пришлось (скорее всего, задним числом) делать Владимира Якунина послом. О его сенаторстве говорят как о решенном деле, и сама отставка с поста президента РЖД официально вызвана переходом в сенаторы, но он ведь еще всего лишь кандидат в Совет Федерации от кандидата в калининградские губернаторы, у которого выборы только 13 сентября. Возможна ли более красноречивая иллюстрация к реальной цене российского федерализма и российских выборов? Делая Якунина сенатором, Кремль беспрецедентно откровенен в своем правовом нигилизме – судя по всему, ставка высока, как никогда. Мы видим, что уход Якунина из РЖД вдруг стал так необходим, что Кремль готов демонстративно пренебрегать собственными законами.

Таких тяжелых, натужных, неуклюжих отставок, кажется, у нас еще не было. В чем дело? Есть романтическая версия – прошло время друзей Путина, на одной лояльности в нынешней экономической ситуации выезжать уже нельзя, и, отправляя в отставку Якунина, Путин рассчитывает на модернизацию застоявшейся железнодорожной монополии. Слабое место такой версии – ее авторы исходят из того, что Путин в своих действиях руководствуется какими-то рациональными соображениями, а это, по нашим временам, все-таки слишком смелое допущение, не отягощенное доказательствами. Фигура преемника Якунина также не указывает на какие-то революционные планы, связанные с судьбой РЖД – об Олеге Белозерове известно что угодно, кроме того, что он умеет быстро реформировать большие госкомпании.

Есть чуть более приземленная версия – Кремль готовится к новому витку санкций, которые, вероятно, затронут и РЖД, и, уводя Якунина из компании, Путин хочет обезопасить старого друга, переместив его с линии огня в более безопасное сенаторское кресло. Как будто до сих пор Путина волновали такие вещи, как будто до сих пор он пытался кого-то спасти от санкций, прикрывая его фиктивными отставками и сенаторскими мандатами.

Набожный чиновник, озабоченный мировым заговором против России, ветеран госбезопасности с учительскими амбициями

Владимир Якунин – одно из главных действующих лиц легенды о кооперативе «Озеро» и чуть ли не единственный путинский топ-менеджер, чьи публичные амбиции на протяжении всей его карьеры выходили за пределы вверенной ему отрасли. Недавняя статья (на самом деле давняя переработанная лекция) об угрозе «чипизации» человечества – только самый скромный пример огромной интеллектуальной работы, которую много лет вел сам Якунин и нанятые им специалисты, самым известным из которых, вероятно, стоит назвать Степана Сулакшина, возглавлявшего якунинский Центр проблемного анализа и уволенного два года назад за сенсационный доклад о том, что результаты парламентских выборов 2011 года были сфальсифицированы.