Коммерсант / Евгений Дудин
Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан выступил с лекцией перед читателями Slon Magazine. Известный инвестбанкир и экономист говорил о состоянии мировой экономики на уровне отдельных стран и регионов. Мы приводим наиболее яркие фрагменты выступления.
США
Сегодня это, пожалуй, единственная успешная экономика в мире – в полном смысле слова. Доминирующая экономика, которая контролирует торговые пути, природные ресурсы, интеллектуальную собственность, денежно-кредитное обращение всего мира (не напрямую, но посредством soft power). И текущее состояние этой экономики производит хорошее впечатление: рекордно низкая безработица, рекордно низкая доля недвижимости в потреблении (а это значит, что у них огромное пространство для ее увеличения и, как следствие, роста этой доли), рекордно низкая за последние десятилетия кредитная нагрузка у домохозяйств. А еще у страны рекордно низкая стоимость обслуживания долга. Сам долг, точнее его размер, не имеет значения, потому что государства крайне редко расплачиваются по своим долгам, обычно их амортизируют. Значение имеет лишь стоимость их обслуживания, а у Штатов она сейчас 1,5% ВВП. Для сравнения: при Рейгане была до 8% ВВП, и даже при тех цифрах экономика, рейгономика, активно росла. США правильно увеличили дефицит бюджета и теперь так же правильно его сокращают. Лет за тридцать, полагаю, страна перейдет к профицитному бюджету с низким долгом – так собственно они и рассчитывают, закладывая инфляцию на этот цикл в районе 7%, которая на сегодня, напомню, 2% (и то большой вопрос, как ее считать). 30 лет назад доля Штатов в мировом ВВП была 25%. Сейчас она ниже, но Америка планирует все восстановить. И нет серьезных оснований считать, что у нее это не получится.
ЕС
На сегодня самая крупная экономика мира, на 10% превышающая американскую. Однако если в США $50–52 тысячи ВВП на душу населения при росте $1,2 тысячи в год, то в Европе эти показатели – $38–40 тысяч при росте, который не выглядит устойчивым, в районе $500 в год. Слабо растет экономика? Ну, вы знаете, когда у вас $40 тысяч ВВП на человека вы можете позволить себе любые проблемы роста, и вас это не должно сильно волновать. И Европу это как раз не очень сильно волнует.
Европа проигрывает Штатам в эффективности, но выработала определенную экономико-социальную ментальность, позволяющую ей адаптироваться к современным условиям. Например, Европа ежегодно сокращает почти на 5% потребление углеводородов. Для сравнения: за все годы нефтяного кризиса 1980-х им удалось сократить это потребление на 13%. А теперь у них только 48% энергии из углеводородов. Даже ригидная Норвегия вдвое сократила добычу нефти за последнюю четверть века, и при этом ее ВВП, даже посчитанный в баррелях подорожавшей нефти, вырос. Для сравнения: Россия увеличила добычу на 60%, а ВВП в баррелях нефти упал примерно на 25%.
У нас любят говорить про три европейские проблемы: потенциальную дезинтеграцию, греческий кризис и беженцев. С точки зрения экономиста, могу сказать, что ничего из этого не существует.