Недавно правительство утвердило бюджет на 2016 год. Документу предстоит пройти через две палаты парламента, но, зная наши реалии, едва ли стоит ждать существенных правок. Итак, доходы запланированы на уровне 13,6 трлн рублей, расходы – 15,9 трлн, а дефицит будет покрыт, в основном, из Резервного фонда. Сейчас там лежит 4,7 трлн рублей, а к концу следующего года останется 2,4 трлн – это если без сюрпризов.
Что можно сказать про будущий бюджет? Во-первых, мы видим безусловный приоритет инфраструктуры над человеческим капиталом: государство охотнее строит дороги и атомные ледоколы, чем инвестирует в здоровье и образование людей. Во-вторых, каждый третий рубль тратится на оборону и безопасность. В-третьих, власть принимает сиюминутные решения, вроде выделения 48 млрд рублей на доведение тюрем и изоляторов до «международных стандартов», хотя куда дальновиднее было бы довести учреждения ФСИН хоть до каких-то стандартов, просто-напросто уменьшив число заключенных, проведя пресловутую гуманизацию правосудия. В-четвертых, государственные СМИ по-прежнему чувствуют себя прекрасно.
Теперь по порядку.
Одна из крупнейших статей расходов – автодороги. Суммарно на них выделяют почти 700 млрд рублей. О завышеных сметах в дорожном строительстве еще в 2009 году писал Борис Немцов в докладе «Путин. Итоги. Десять лет». Тогда километр новой федеральной трассы обходился почти в 200 млн рублей. По итогам 2014 года стало больше – 255 млн.
Следующая строка – тоже дороги, но железные. РЖД получат из бюджета 105 млрд рублей – частично субсидии на пассажирские перевозки, частично взносы в уставный капитал: например, на покупку подвижного состава. Всего за последние пять лет железнодорожной монополии досталось 635 млрд руб. господдержки. Суммарная чистая прибыль за тот же период – 470 млрд рублей, а если вычесть убыток, останется 175 млрд. Почему компания должна брать деньги из бюджета, а не занимать на рынке через кредиты или выпуск облигаций? Не понятно.