Фото: Арсений Несходимов для Slon Magazine
Сервис Bookmate – онлайн-книжную полку с синхронизацией книг на устройствах и с элементами соцсети – в России и СНГ используют около 1,5 млн человек. Но Bookmate этого мало – с начала 2015 года он штурмует рынки Юго-Восточной Азии и целится в Латинскую Америку. Андрей Баев, управляющий директор Bookmate, признает: хотя в кризис продажи электронных книг в России растут, компании опасно фокусироваться на России.
– Роспечать называет такие итоги 2014 года: годовой объём продаж электронных книг в России – 1,5 млрд руб. – всего около 2% от 75,5 млрд рублей, объема рынка печатных книг. Вы ждете, что в кризис цифровой контент будет расти быстрее?
- Из-за того, что большинство российских издательств печатают книги, в основном, за границей, в рознице цены поднялись на 30–40% и даже больше – все зависит от того, переводная ли книга и есть ли роялти для зарубежных партнеров. А цены на электронные книги остались теми же, что и были до кризиса. Скажем, «50 оттенков серого» в бумажной версии стоила 350–400 рублей, в электронной – около 170 рублей. Разница есть и, конечно, люди о ней задумываются, нам это на руку. Мы не поднимали стоимость подписки, так что мы в хорошей ситуации, наша аудитория выросла почти в два раза за прошлый год.
– Допустим, люди хотят экономить и уходят в интернет. Но насколько им нужны платные сервисы, если в Рунете можно найти почти любую книгу для скачивания?
- Такие сервисы будут востребованы все больше, потому что «книжный стриминг» соответствует общим трендам поведения в интернете. Люди уже давно не выделяют вечер на сосредоточенное знакомство с книгой, а читают урывками. Суммарно за день человек проводит на Bookmate 54 минуты, но сессии длятся по 15–20 минут, иногда меньше. Всплески активности – утром и вечером, то есть, люди явно читают в транспорте по пути на работу и обратно, или, например, в очередь за кофе в Starbucks. И люди одновременно читают, в среднем, пять книг одновременно, переключаясь.
Получается, книги стали альтернативой Angry Birds или чтению ленты в Facebook. Мы считали: только 10–15% наших пользователей настоящие книгоманы, для остальных чтение – как раз отличный способ заполнить досуг, и им не хочется мучаться с pdf-файлами, они не стремятся получить доступ к контенту как таковому, для них важны «плюшки» вроде просмотра «полки» друга или возможности поделиться фрагментом биографии Элона Маска с кем-то из коллег. Поэтому «люди больше не читают» – это миф. Они не читают, если это неудобно. Когда мы ввели премиум-тариф (269 рублей в месяц в сравнении с 169 рублей) – у нас переключилось 40%. Это доказывает, что когда человек уже решился заплатить за удобство чтения, то цена потом для него не так важна.
Собственно, на все это мы и делаем ставку. Сейчас у нас около 3 млн зарегистрированных пользователей, конверсия в подписчиков – около 7%, для электронной коммерции это очень много. Время, которое проводит один пользователь с сервисом, – больше 11 месяцев, это тоже много.
– Но ведь читают не только со смартфонов и планшетов, но и с ридеров, например.
– Это уходит в прошлое.