Публикуемые Чеченстатом данные об обьемах проданного в районах республики продовольствия свидетельствуют о возможной «подкрутке» чисел для упрощения отчетности. К такому выводу после анализа открытых данных пришло издание «Медуза».

В данных за 2013 и 2014 годы сразу в нескольких районах Чечни зафиксировано одинаковое количество проданных продуктов на душу населения. Числа совпадают до последнего знака после запятой у восьми из 17 муниципалитетов республики. За оба года эти средние значения для районов повторяют общее среднее значение для всей Чечни – будто полученное число для всей республики просто умножали на население районов.

С точки зрения реальной статистики такое совпадение невозможно, так как речь идет о разных по площади и населению районах, один из которых – столица Чечни Грозный, где уровень потребления должен радикально отличаться.

Еще в шести районах, где среднее значение не равно среднему по республике, выявлено практически одинаковое отклонение от этого числа. Например, если бы в Итум-Калинском районе каждый из 5 960 жителей купил продуктов на 41 730,67 рубля (среднее для района и для республики в 2014 году), то получилась бы сумма около 249 млн рублей. Но в отчете Чеченстата зафиксировано значение 1 220 млн рублей – на 971 тысячу больше. И ровно на ту же 971 тысячу рублей отличаются данные в отчете и «в теории» еще в двух районах.

Для проверки статистики «Медуза» отправила в Чечню специального корреспондента Илью Жегулева. Он посетил Шаройский район, который, если верить данным Чеченстата, является самым благополучным муниципальным образованием России. Так, «на бумаге» каждый житель района в 2014 году потратил на продукты 356 тысяч рублей (вторую строчку занимают подмосковные Котельники – 275 тысяч).

В «самом богатом районе России» местные жители удивились заявлениям о том, что каждый из них ежегодно тратит такую сумму на продукты. Начальник отдела статистики торговли и услуг Чеченстата Хава Абушева заявила «Медузе», что один предприниматель из Шаройского района «прям очень много продавал» по всей Чечне, а все итоги его работы «закрепили» за районом. В самом районе о таком предпринимателе не слышали.