Игорь Зотин / ИТАР-ТАСС
Падение цен на нефть сделало актуальным поиск дополнительных источников бюджетных доходов. К числу последних по традиции относят поступления от приватизации, с помощью которой правительство может восполнить образовавшуюся дыру в бюджете. На приток средств от продажи госсобственности уже начинают рассчитывать в правительстве: так, на прошедшем в середине января Гайдаровском форуме министр экономического развития Алексей Улюкаев предложил вернуться к вопросу приватизации Сбербанка и ВТБ, активы которых, с высокой вероятностью, стали бы привлекательными для инвесторов. Чуть позже министр финансов Антон Силуанов заявил о возможной реализации 19,5% акций компании «Роснефть», продажа которых была запланирована еще несколько лет назад.
Возобладает ли в продаже госсобственности фискальный эффект? И станет ли она драйвером экономического роста? Ответить на эти вопросы будет легче, если окинуть взором приватизационные кампании 1990-х и начала 2000-х.
Номенклатурная приватизация конца 1980-х
Старт приватизации фактически был дан еще во время горбачевской перестройки: после принятия законов «О государственном предприятии» (1987), «О кооперативной деятельности» (1988) и «Об аренде» (1989) государство утратило контроль над принадлежащими ему активами, которые перешли под управление директоров промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Номинально оставаясь подчиненными отраслевых министерств, они сосредоточили в своих руках товарные и денежные потоки, не неся при этом финансовой ответственности за результат собственных действий. В итоге их единственным стимулом осталось списание наиболее рентабельных активов себе в собственность, что внесло серьезный вклад в деградацию социалистической экономики, и без того переживавшей в те годы не самые лучшие времена.
Чековая приватизация 1992–1994 годов
Закрепить права и обязанности собственника за теми, кто в действительности управлял государственным имуществом, была призвана чековая приватизация, запущенная в августе1992 года указом Бориса Ельцина.