Час Земли в Москве

Час Земли в Москве

Sergei Karpukhin / REUTERS

Одной из задач проходившей 19 марта ежегодной глобальной акции Всемирного фонда дикой природы «Час Земли», когда человечество призывают на один час отключить свет и бытовые электроприборы, на этот раз стало привлечение внимания к так называемому экологическому следу (ecological footprint), оставляемому мировой экономикой.

Экологический след – лишь одна из предлагаемых методик расчета взаимосвязи экономики с окружающей средой. Она предлагает свой ответ на вопрос, как учесть в экономических вычислениях дикую природу и вообще окружающую среду, в которой существует человечество. По мере обострения экологической ситуации таким расчетам, по-видимому, будет уделяться все большее внимание. Причем в ряде случаев их предлагают делать в понятным всем измерительных единицах – деньгах.

Если говорить об экологическом следе, то эту учетную категорию предложил ввести в начале 90-х экономист и эколог, профессор университета Британской Колумбии Уильям Рис. Позже его ученик Матис Вакернагель защитил кандидатскую диссертацию, обосновывавшую конкретную методику расчета такого следа. В настоящее время Вакернагель возглавляет НКО Global Footprint network, которая ежегодно представляет доклады о последствиях человеческой жизнедеятельности. Если говорить коротко, то экологи из Global Footprint network пытаются рассчитать, сколько времени потребуется нашей планете, чтобы восстановиться от того неблагоприятного воздействия, которое оказала на нее хозяйственная деятельность человека. Речь здесь идет об изъятых биологических ресурсах, отходах производства, выброшенных в воду, почву и атмосферу, и другого рода факторах.

К природе приложимы те же экономические оценки, что и к продукту человеческих рук: в ней нет ничего неограниченного и неисчерпаемого

Согласно расчетам, основанным на статистике ООН, данных Международного экологического агентства и анализе национальных торговых балансов, специалисты Global Footprint пришли к выводу, что человечество использует в течение года 1,6 годового ресурса Земли (эти данные были вычислены в 2007 году и с тех пор не изменялись). Получается, что на функционирование мировой экономики расходуется значительно больше ресурсов, чем планета в состоянии произвести или переработать за год.

Пока подобный анализ в основном служит аргументом в научных дискуссиях. Никто не может обязать вернуть природе то, что изъято у нее сверх нормы. Хотя методикой определения экологического следа уже пользуются на Западе некоторые города, заботящиеся о своем прогрессивном имидже. Например, такой расчет производился в 2010 году для Сан-Франциско. Плюс экологический след страны так или иначе учитывают при выработке своей экономической политики власти Швейцарии, Японии, Эквадора, а также Объединенных Арабских Эмиратов.

Одно из понятий, на которое опираются расчеты экологического следа, – так называемый природный капитал. Именно этот капитал расходует в своей деятельности человечество – и, согласно данным экологов, расходует крайне расточительно. Природный капитал – не просто публицистическая метафора. Экологи предлагают оценивать вклад, который вносит в экономическую деятельность окружающая среда. То есть исходить из установки, что блага дикой природы и окружающей среды имеют определенную изменяемую стоимость.