Ilya Naymushin / REUTERS
Чем больше ездишь по России, тем яснее видишь, что жизнь все больше сосредотачивается в крупных городах, особенно в Москве, а все прочее пространство, если оно не на югах – опустынивается, замораживается. Съеживается и население. В Центральном федеральном округе – в сердце России – с 1989 по 2015 год число тех, кто там живет, упало на 13% (без Москвы и Московской области). На Северо-Западе – минус 15,7% (без Петербурга), в Поволжье – минус 6,7%, на Урале – минус 10,5% (Екатеринбург и центры нефти и газа – Тюмень, Сургут, Ханты-Мансийский АО – в расчет не берутся). А что в Сибирском федеральном округе? Падение численности населения на 9,6% (без Новосибирска). Восток? Совсем не в духе времени открывает свои пространства. За 1989–2015 годы население Дальневосточного федерального округа сократилось на 22,1%. И, наконец, Южный федеральный округ. За эти годы в нем стало меньше людей на 32%.
Вот это съеживание тех, кто дышит, живет, строит, рождает новые идеи и проекты, приводит к страданию. Какой поворот должна совершить страна, чтобы прекратилось это великое убывание? Во что должна поверить?
Должна поверить в собственную чистоту, в свое спасение, в бесконечное делание, в способность распорядиться собственной жизнью с толком, в собственное мироустройство со спокойствием. Это такой же переворот в сознании народа, как тот, что происходил всегда, когда он доходил до краев в своей истории.
Давно в поселениях России не было таких плохих дорог, как этой весной
А во что еще верить? Ответ на этот вопрос дал еще философ Иван Ильин: «Спасение России – в качестве» («Русский колокол», 1928). Перефразируя его, спасение – в качественной среде обитания. «Что могут построить бесчестные и продажные руки? Россия будет голодать по знающим и работоспособным людям на всех поприщах: от бухгалтерии до медицины, от агрономии до профессуры… Дорогу честности! Дорогу знанию и таланту! Дорогу русскому гению!»
Так какую же дорогу мы должны им дать?
Дороги и их превращение в ямы
Давно в поселениях России не было таких плохих дорог, как этой весной. Самара, Нижний Новгород, Ульяновск – стоны. Семьдесят процентов дорог в Екатеринбурге требуют ремонта. Участок Ижевск – Пермь, вскоре после Ижевска начинается разбитая вдребезги дорога, фильмы про войну можно снимать без декораций… это выматывающие десятки километров, далее на подъезде к Перми снова разбитая дорога с бездонными ямами.