В 1851 году была пущена Николаевская железная дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург. До этого грузы между двумя столицами перемещались в основном по Мариинской водной системе. На фотографии – баржи в канале около Петербурга.
wikipedia.org
Станция Химка Николаевской железной дороги, вокруг которой позже появился город Химки. В отличие от Царскосельской Николаевская состояла не из одного, а из двух путей. Фотография конца 1850-х годов.
wikipedia.org
Вагонное депо Николаевской железной дороги в Москве. Протяженность магистрали составляла 645 километров.
wikipedia.org
Каторжники под присмотром военных строят Транссибирскую магистраль. Ее создание впервые сделало возможным путешествие по железной дороге от Атлантического до Тихого океана. Транссиб строился с 1891 по 1916 год.
UIG / Getty Images
Столовая дворца на колесах – поезда последнего российского царя Николая II.
pskovrail.ru
Салон императорского поезда, где Николай II отрекся от престола в марте 1917 года.
pskovrail.ru
Санитарный вагон на Транссибирской магистрали. Он использовался живущими в товарных вагонах состава солдатами для дезинфекции. Фотография сделана в разгар Гражданской войны в декабре 1919 года.
Bettmann / Getty Images
Нарком по военным и морским делам Лев Троцкий (слева) принимает гостей в своем вагоне-кабинете в 1920 году. Агитационный поезд Троцкого, в котором он прожил два с половиной года с августа 1918 года и преодолел свыше 100 тысяч километров, был известен своей роскошью и использовался для рекламы советской власти на российских просторах.
Репродукция Фотохроники ТАСС
Переброска танков на фронт Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года. Железные дороги играли в ходе конфликта ключевое значение, позволяя быстро доставлять людей, технику и прочие грузы на передовую либо в обратном направлении – в тыл и эвакуацию.
Sovfoto/UIG via Getty Images
Сознательную молодежь провожают на стройки Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера на перроне вокзала в Москве, 1963.
Дмитрий Донской / РИА Новости
Британский музыкант Дэвид Боуи выходит к поклонникам из поезда Москва – Хельсинки в апреле 1976 года после своего второго приезда в СССР. За три года до этого Боуи проехал через всю страну от Владивостока до Москвы по Транссибирской магистрали.
Jarmo Hietaranta / Lehtikuva Oy / EAST NEWS
Президент США Джеральд Форд (на переднем плане сидит лицом к камере второй слева) и его сопровождающие в поезде на пути в приморский аэродром Воздвиженка. Форд посетил СССР в 1974 году для встречи с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым в рамках проводимой Штатами политики разрядки напряженности с Советским Союзом.
wikipedia.org
Бригада путеукладчиков на Байкало-Амурской магистрали, 1984. Идея «второго Транссиба» для освоения Приамурья и Забайкалья возникла еще в царские времена и получила реальное развитие при советской власти. БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.
Игорь Михалев / РИА Новости
Официально сквозное движение по всей протяженности БАМа открылось в 1984 году. Фотография сделана на территории Читинской области.
Эдгар Брюханенко и Григорий Калачьян / Фотохроника ТАСС
Вагоны, выгоревшие после катастрофы на перегоне Уфа – Челябинск Куйбышевской железной дороги в июне 1989 года, которая унесла жизни более пятисот человек и стала крупнейшей трагедией подобного рода в истории СССР и современной России. Причиной катастрофы стал взрыв газа, утекшего из-за аварии на проходящем неподалеку трубопроводе.
Сергей Титов / РИА Новости
В постсоветские годы железным дорогам нашлось еще одно применение – их перекрывали в знак протеста. В 1998 году ростовские шахтеры разбили на путях палаточный городок, надеясь добиться выплат задерживаемой много месяцев зарплаты.
Владимир Федоренко / РИА Новости
Ныне покойного Великого Руководителя КНДР Ким Чен Ира принимают с хлебом-солью на вокзале Омска летом 2001 года. Лидер Северной Кореи был известен тем, что в ходе визитов в Россию передвигался исключительно на личном бронепоезде. Один из вагонов состава – тот, где проходили переговоры, – был подарен его отцу, Великому Вождю Ким Ир Сену, еще Иосифом Сталиным.
Игорь Коломейцев / ТАСС
Передвижная поликлиника – поезд здоровья «Доктор Войно-Ясенецкий – святитель Лука», который оказывает медпомощь в удаленных населенных пунктах Красноярского края и Республики Хакасия, обслуживая по двести пациентов в день. Состав назван в честь архиепископа Луки (в миру Валентин Войно-Яснецкий) – выдающегося хирурга и священнослужителя, репрессированного при Сталине.
Ilya Naymushin / REUTERS
С севера на юг: женщина с ребенком выглядывает в окно на станции Миллерово (Ростовская область) в поезде Мурманск – Сочи.
Andrey Rudakov / Bloomberg / Getty Images
Мужчины выпивают, передвигаясь по Алапаевской узкоколейной железной дороге в поселок Калач Свердловской области. Некогда населенный сотнями человек, занятых на лесозаготовках, Калач переживает не лучшие времена. В настоящее время тут проживают несколько десятков человек, нет телефона, мобильной связи, а электричество работает по нескольку часов в день.
Maxim Zmeyev / REUTERS
Путинская элита едет в скоростном поезде «Аллегро» из Хельсинки в Санкт-Петербург. За столом бывший министр финансов Алексей Кудрин (второй слева), глава администрации президента (тогда зампред правительства России) Сергей Иванов (третий слева) и бывший глава госкомпании «Российские железные дороги» Владимир Якунин.
Алексей Никольский / РИА Новости