Николай II в императорском поезде, в котором в 1917 году он отрекся от престола

Николай II в императорском поезде, в котором в 1917 году он отрекся от престола

wikipedia.org

Ровно 180 лет назад (1 мая 1836 года по старому стилю) началось строительство первой железной дороги общего пользования в России, соединившей тогдашнюю столицу Санкт-Петербург, императорскую резиденцию Царское село и дачный поселок Павловск. С тех пор хроника развития железнодорожного транспорта во многом повторяла историю страны, а иногда история буквально писалась на железной дороге: Николай II отрекся от престола прямо в вагоне императорского состава, красные комиссары издавали декреты, перемещаясь от фронта к фронту на бронированных поездах. Сеть дорог расширялась по воле монархов, магнатов, вождей и генсеков, строилась крепостными, рабочими, заключенными и комсомольцами. Железная дорога настолько глубоко вошла в быт большой страны, что без нее невозможно даже представить культуру: от «Анны Карениной» и «Доктора Живаго» до поэмы «Москва – Петушки». В нашей фотогалерее – часть этой большой истории.

В 1851 году была пущена Николаевская железная дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург. До этого грузы между двумя столицами перемещались в основном по Мариинской водной системе. На фотографии – баржи в канале около Петербурга.

wikipedia.org

Станция Химка Николаевской железной дороги, вокруг которой позже появился город Химки. В отличие от Царскосельской Николаевская состояла не из одного, а из двух путей. Фотография конца 1850-х годов.

wikipedia.org

Вагонное депо Николаевской железной дороги в Москве. Протяженность магистрали составляла 645 километров.

wikipedia.org

Каторжники под присмотром военных строят Транссибирскую магистраль. Ее создание впервые сделало возможным путешествие по железной дороге от Атлантического до Тихого океана. Транссиб строился с 1891 по 1916 год.

UIG / Getty Images

Столовая дворца на колесах – поезда последнего российского царя Николая II.

pskovrail.ru

Салон императорского поезда, где Николай II отрекся от престола в марте 1917 года.

pskovrail.ru

Санитарный вагон на Транссибирской магистрали. Он использовался живущими в товарных вагонах состава солдатами для дезинфекции. Фотография сделана в разгар Гражданской войны в декабре 1919 года.

Bettmann / Getty Images

Нарком по военным и морским делам Лев Троцкий (слева) принимает гостей в своем вагоне-кабинете в 1920 году. Агитационный поезд Троцкого, в котором он прожил два с половиной года с августа 1918 года и преодолел свыше 100 тысяч километров, был известен своей роскошью и использовался для рекламы советской власти на российских просторах.

Репродукция Фотохроники ТАСС

Переброска танков на фронт Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года. Железные дороги играли в ходе конфликта ключевое значение, позволяя быстро доставлять людей, технику и прочие грузы на передовую либо в обратном направлении – в тыл и эвакуацию.

Sovfoto/UIG via Getty Images

Сознательную молодежь провожают на стройки Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера на перроне вокзала в Москве, 1963.

Дмитрий Донской / РИА Новости

Британский музыкант Дэвид Боуи выходит к поклонникам из поезда Москва – Хельсинки в апреле 1976 года после своего второго приезда в СССР. За три года до этого Боуи проехал через всю страну от Владивостока до Москвы по Транссибирской магистрали.

Jarmo Hietaranta / Lehtikuva Oy / EAST NEWS

Президент США Джеральд Форд (на переднем плане сидит лицом к камере второй слева) и его сопровождающие в поезде на пути в приморский аэродром Воздвиженка. Форд посетил СССР в 1974 году для встречи с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым в рамках проводимой Штатами политики разрядки напряженности с Советским Союзом.

wikipedia.org

Бригада путеукладчиков на Байкало-Амурской магистрали, 1984. Идея «второго Транссиба» для освоения Приамурья и Забайкалья возникла еще в царские времена и получила реальное развитие при советской власти. БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.

Игорь Михалев / РИА Новости

Официально сквозное движение по всей протяженности БАМа открылось в 1984 году. Фотография сделана на территории Читинской области.

Эдгар Брюханенко и Григорий Калачьян / Фотохроника ТАСС

Вагоны, выгоревшие после катастрофы на перегоне Уфа – Челябинск Куйбышевской железной дороги в июне 1989 года, которая унесла жизни более пятисот человек и стала крупнейшей трагедией подобного рода в истории СССР и современной России. Причиной катастрофы стал взрыв газа, утекшего из-за аварии на проходящем неподалеку трубопроводе.

Сергей Титов / РИА Новости

В постсоветские годы железным дорогам нашлось еще одно применение – их перекрывали в знак протеста. В 1998 году ростовские шахтеры разбили на путях палаточный городок, надеясь добиться выплат задерживаемой много месяцев зарплаты.

Владимир Федоренко / РИА Новости

Ныне покойного Великого Руководителя КНДР Ким Чен Ира принимают с хлебом-солью на вокзале Омска летом 2001 года. Лидер Северной Кореи был известен тем, что в ходе визитов в Россию передвигался исключительно на личном бронепоезде. Один из вагонов состава – тот, где проходили переговоры, – был подарен его отцу, Великому Вождю Ким Ир Сену, еще Иосифом Сталиным.

Игорь Коломейцев / ТАСС

Передвижная поликлиника – поезд здоровья «Доктор Войно-Ясенецкий – святитель Лука», который оказывает медпомощь в удаленных населенных пунктах Красноярского края и Республики Хакасия, обслуживая по двести пациентов в день. Состав назван в честь архиепископа Луки (в миру Валентин Войно-Яснецкий) – выдающегося хирурга и священнослужителя, репрессированного при Сталине.

Ilya Naymushin / REUTERS

С севера на юг: женщина с ребенком выглядывает в окно на станции Миллерово (Ростовская область) в поезде Мурманск – Сочи.

Andrey Rudakov / Bloomberg / Getty Images

Мужчины выпивают, передвигаясь по Алапаевской узкоколейной железной дороге в поселок Калач Свердловской области. Некогда населенный сотнями человек, занятых на лесозаготовках, Калач переживает не лучшие времена. В настоящее время тут проживают несколько десятков человек, нет телефона, мобильной связи, а электричество работает по нескольку часов в день.

Maxim Zmeyev / REUTERS

Путинская элита едет в скоростном поезде «Аллегро» из Хельсинки в Санкт-Петербург. За столом бывший министр финансов Алексей Кудрин (второй слева), глава администрации президента (тогда зампред правительства России) Сергей Иванов (третий слева) и бывший глава госкомпании «Российские железные дороги» Владимир Якунин.

Алексей Никольский / РИА Новости