Депутаты Госдумы РФ шестого созыва фотографируются по окончании заседаний.

Депутаты Госдумы РФ шестого созыва фотографируются по окончании заседаний.

Владимир Федоренко / РИА Новости

В пятницу, 24 июня был последний день работы Государственной думы шестого созыва. Этот состав депутатов запомнился достаточно резкими, неожиданными и иногда противоречащими Конституции законами. Так, даже в последний день Дума успела принять поправки к закону об экстремизме, получившие название «пакет Яровой». Специально для Slon Magazine политолог Екатерина Шульман объясняет, как появляются депутатские инициативы и какой путь они должны пройти, чтобы превратиться в закон.

Как появляется идея законодательной инициативы у депутата?

Депутат обладает свободой законодательной инициативы – иными словами, он может внести любой проект в любой момент, не спрашивая ничьего разрешения. На практике эта свобода сильно ограничена партийной и фракционной дисциплиной (согласование проектов в «Единой России» – общеизвестная реальность, да и в других фракциях практика примерно та же, хотя пространство маневра чуть больше).

Тем не менее инициирование законопроектов – основной способ для депутата проявить себя в публичном пространстве. Поэтому идеи возникают как из просмотра новостей – по принципу «вечером в программе “Время” – утром в законопроекте», так и приходят от заинтересованных групп и акторов, с которыми депутат связан.

Основные инициаторы – это руководство думских комитетов, которое вносит проекты по своей тематике. После написания под проектом предлагается подписаться товарищам по комитету (одинокая подпись выглядит несолидно, кроме тех случаев, когда глава комитета спешно вносит нечто срочное, что будет принято за три дня). Это наиболее стандартный путь появления на свет депутатской инициативы.

Что делать депутату, если у него появилась идея нового законопроекта или поправки?

Оформить ее письменно: приложить письмо на имя председателя, пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование (стандартная фраза – «проект не потребует дополнительных бюджетных расходов», она позволяет избежать необходимости получать правительственное заключение на проект), список законодательных актов, подлежащих отмене в случае принятия проекта. Получившийся пакет отнести в секретариат председателя. Это и называется «внести проект в Думу».