Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) совместно с МВД разрабатывает систему анкетирования, которая позволит выявить склонность студентов средних специальных учебных заведений и вузов России к экстремизму. Об этом рассказала ведущий консультант управления мониторинга, анализа и прогноза ФАДН Валентина Лаза, пишут «Ведомости».
Предполагается, что анкетирование будет проводиться либо среди студентов первого курса, либо среди абитуриентов.
Заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Юлия Зубок пояснила «Ведомостям», что методика анкетирования до конца не определена, а также еще не принято решение, как использовать применять полученные результаты, так как «этика использования таких данных – большая проблема».
По ее словам, основными факторами, которые влияют на формирование у студентов склонности к экстремизму, являются материальное положение, экстремисты в окружении и настроенность на риск, а также степень доверия к власти и общественным институтам.
«Если этот уровень падает, то надо бить тревогу. Мы понимаем, что в СМИ попала громкая история Варвары Карауловой, но и других примеров много. Что на сегодняшний день удерживает, хорошо это или плохо, – это доверие к власти, причем именно к первому лицу», – сказала Зубок.
Руководитель центра «Сова» Александр Верховский предположил, что полученные в ходе анкетирования данные передадут в Центр по противодействию экстремизму (центр «Э»), проректорам по воспитательной работе или в ФСБ.
На данном этапе проект проходит согласование с правительством Москвы, так как столица станет первым регионом, где опробуют данную методику. В дальнейшем анкетирование проведут и в других субъектах России.
Ранее «Коммерсантъ» писал, что более чем в 40 московских и нескольких десятках региональных вузов в течение двух лет измеряли «протестного потенциала» студентов и профессоров. По итогам проекта составили справки «для служебного пользования – в том числе для представителей органов госвласти, а также определенных специализированных структур».
Позже авторы исследования пояснили, что оценки «протестного потенциала» представляет собой не проверку, а серию лекций о политтехнологиях и профилактике экстремизма среди студентов. Отмечалось, что во время мероприятий «никакой пропаганды» не было и что организаторы лекций, напротив, «призывали студентов в первую очередь думать своим умом». При этом одной из своих задач организаторы видели необходимость рассказать студентам правду о «цветных» революциях.