
Экс-госсекретарь США Генри Киссинджер в Кремле. Фото: Алексей Дружинин / Пресс-служба президента РФ / ТАСС
В конце прошлой недели Россию посетил американский дипломат, бывший глава Госдепартамента Генри Киссинджер. Это произошло за неделю до первой встречи Владимира Путина и Дональда Трампа. В мае Киссинджеру исполнилось 94 года. Почему посредником между президентами может стать именно он?
Киссинджера прочили на роль посредника еще в конце 2016 года: со ссылкой на неофициальные источники СМИ утверждали, что он работает над планом по нормализации отношений. Якобы этот план предусматривал размен по украинскому вопросу – согласие США признать Крым российским, если Россия прекратит поддержку сепаратистов в Донбассе. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, впрочем, утверждает, что в ходе последнего визита речь о посредничестве не шла, встреча – продолжение давних многолетних контактов. Путин и Киссинджер, по его словам, просто «по традиции воспользовались совпадением в графиках».
Политики действительно давно знакомы. Об их первой встрече еще в Петербурге в первой половине 1990-х Путин говорил в одном из интервью, опубликованных в книге «От первого лица» (эпизод относился к тому времени, когда Путин работал в Санкт-Петербурге):
«Мы сели в машину и поехали в резиденцию. По дороге он меня расспрашивал, откуда я взялся, чем занимался. Такой любопытный дед. Кажется, что спит на ходу, а на самом деле все видит и слышит».
Если верить Путину, тогда они в определенной степени сошлись во взглядах на распад СССР. Бывший госсекретарь якобы заявил Путину, что «Советский Союз не должен [был] так быстро уходить из Восточной Европы», поскольку это увеличивало риск «нежелательных последствий». Путин в разговоре также с сожалением рассуждал об «утраченных позициях Советского Союза в Европе».