Лев Оборин и Юрий Сапрыкин. Фото: Игорь Руссак / РИА Новости

Лев Оборин и Юрий Сапрыкин. Фото: Игорь Руссак / РИА Новости

Сегодня запустилась «Полка» – проект, рассказывающий о 108 самых важных книгах в истории русской литературы. Команда проекта – бывший главный редактор «Афиши» Юрий Сапрыкин, а также литературные критики Лев Оборин, Варвара Бабицкая, Елена Макеенко и Полина Рыжова.

Сергей Сдобнов поговорил с руководителем проекта Юрием Сапрыкиным и Львом Обориным о том, зачем сегодня нужен новый взгляд на историю русской литературы и чего мы не знаем о русской классике.

– Как появилась идея создать другую историю русской литературы?

Юрий Сапрыкин: Начнем с того, что это не другая история – история в известной степени та же самая, но по-другому рассказанная. Идея появилась из разговоров. Несколько моих хороших московских знакомых в какой-то момент завели разговор о русской классике. Есть миллионы людей, разговаривающих и читающих на русском языке, более или менее образованных и начитанных, и практически у всех присутствует одновременно почти мистическое преклонение и необъяснимый страх перед классической русской литературой. Существует такое священное чудовище, как говорил Сорокин, мамонт, который – это по-разному ощущается – то ли всех нас формирует, то ли всех нас топчет, так или иначе заметно присутствует в нашей жизни. А еще в школе нам часто говорят про этого мамонта таким образом, что у многих людей возникает желание в дальнейшей жизни держаться от него подальше, и ничего, кроме нескольких выученных наизусть формулировок и абстрактного ощущение величия, от опыта взаимодействия с этим мамонтом не остается. И из этих разговоров появилась идея немного расколдовать мамонта. Поговорить про классику не то чтобы таким уж новым, современным или, боже упаси, мультимедийным языком, а скорее объяснить, прежде всего самим себе, как читать классику в 2018 году.

Как только произносишь эти слова, сразу возникает много вопросов. А что такое классика? Если мы исходим из представления, что одни книги важнее других, откуда это представление взялось и в чем их важность? А кто вообще принимает решение, что одни книги важные, а другие нет, и почему этого кого-то все слушаются? А как можно сегодня рассказать об этих книгах так, чтобы человеку стало понятно, в чем их важность, и более того – стало интересно с ними иметь дело? Из этих вопросов и ответов появилась «Полка».