Сотрудники генконсульства США в Санкт-Петербурге снимают флаг. Консульство закрыли по требованию России. Фото: Anton Vaganov / Reuters

Сотрудники генконсульства США в Санкт-Петербурге снимают флаг. Консульство закрыли по требованию России. Фото: Anton Vaganov / Reuters

Предприниматель Руслан Фазлыев работает на две страны: основанная им технологическая компания Ecwid работает и в России, и в США. В своей статье Руслан рассказывает о том, как быстро изменились отношения между двумя государствами.

Всякий раз, когда я возвращаюсь в Россию из США, замечаю, что какие-то из американских сайтов перестали работать. Началось это еще до сумасшествия с блокировкой Telegram. На страницах финансовых институтов, например, появлялись сообщения об ошибках: иногда это было «Попробуйте попозже», но, как правило, больше походило на сбой системы. Если включить VPN – ошибки проходили. Кажется, что в дополнение к стене, возводимой Роскомнадзором с нашей стороны, с той возводят еще одну, и возводят стремительно.

Это уже не то чтобы большая новость: да, правила безопасности некоторых американских сайтов подразумевают теперь ограничение доступа из России. И если год или два назад такой политики придерживались отдельные крупные финансовые организации, то сейчас Россию блокируют автоматические сервисы безопасности, работающие на сайтах малого бизнеса; как результат – перестают загружаться совершенно невинные сайты: от страницы пивоварни до статьи о том, как правильно вязать узлы при швартовке. В том, какие сайты доступны, а какие нет, отсутствует логика, нет никакого паттерна. Никто не затрудняется объяснить, что пошло не так, – нет ни заглушки, ни уведомления. Просто: «Ошибка загрузки номер 521». Даже обидно.

Обидно и то, что никакого смысла в применяемых американцами ограничениях нет. Даже если кто-то опасается пресловутых «русских хакеров», такие шаги ему не помогут – кибератаки ведь не происходят с прямого IP и не пересекаются с физическим местоположением преступника. Но где-то в Атланте или Остине сидит админ, которому нужно следить за безопасностью, и ему проще отчитаться о том, что меры для защиты от потенциальных угроз приняты. Когда риск потерь минимален (а трафика из России почти нет), проще применить избыточные меры, чем объяснять, почему они бессмысленны.

Страна хакеров

У Ecwid, моей компании, офисы есть и в России, и в Калифорнии. Я живу на два дома, чередуя страны каждые три месяца, и в таком режиме динамика нарастающей с двух сторон изоляции особенно заметна.