Фото: Sergio Alejandro Ortiz / Unsplash.com

Фото: Sergio Alejandro Ortiz / Unsplash.com

Кевину Портильо 13 лет, и каждый день ему приходится учиться улыбаться. Он массирует мышцы лица, осторожно растягивает пальцами уголки рта, складывает губы трубочкой, как для поцелуя, затем делает из них букву «О». Он старается практиковаться в разных типах выражений – от еле заметной «Моны Лизы» до широкой улыбки, обнажающей зубы, – от этих тренировок иногда болят челюсти. Из-за удаления злокачественной сосудистой опухоли, с которой Кевин появился на свет, он не может делать то, что отличает человека от других животных и служит одним из условий жизни в обществе, – улыбаться. Историю неулыбчивого мальчика рассказывает американский журналист Нил Штейнберг в издании Mosaic.

Улыбка – один из первых сигналов, которые новорожденный ребенок подает миру. Родителям кажется, что младенец так реагирует на их заботу и вознаграждает за бессонные ночи, но на самом деле только после 6–8 недель жизни человек учится улыбаться произвольно, а до этого улыбка появляется рефлекторно. От рождения слепые дети, никогда не видевшие других людей, улыбаются так же, как и все остальные. В этом процессе участвуют 17 парных лицевых мышц и одна круговая мышца рта, а сигнал об улыбке передается по черепным нервам, тянущимся от ствола мозга к мускулатуре лица.

Чтобы увидеть страх, нам требуется 250 миллисекунд – в 25 раз больше, чем для улыбки

За тысячелетия человеческой истории улыбка стала настолько универсальным и важным для общества выражением эмоций, что нам явно не хватает ее в век письменного общения. Пытаясь восполнить пробел, мы ставим скобочки и смайлики в сообщениях, чтобы собеседник правильно понял нас. Одно из исследований пользователей смартфонов в 60 странах показало, что эмоджи с улыбающимися лицами – наиболее употребляемые символы по всему миру.

Улыбка не всегда была популярным способом выражения эмоций. Когда главными достоинствами человека считались набожность и благочестие, улыбка рассматривалась как предвестница смеха, а тот, в свою очередь, не был в почете. До последних десятилетий XVIII века широко улыбающиеся физиономии если и изображались в произведениях искусства, то у распутников, пьяниц и невоспитанных представителей низших классов общества. «Лицо должно отражать вид серьезный и мудрый», писал французский священник Жан-Батист де ла Салль в своде правил поведения истинного христианина в 1703 году. С точки зрения богослова, выражать удовольствие или счастье можно было лишь в определенных обстоятельствах и без фанатизма – так, чтобы не обнажать зубы, потому что «природа дала нам губы, чтобы скрывать их».