Монтаж статуи Христа Царя в Свебодзине (Польша), 2010 год. Фото: Janek Skarzynski / AFP

Монтаж статуи Христа Царя в Свебодзине (Польша), 2010 год. Фото: Janek Skarzynski / AFP

В Венгрии, Польше, России, на Украине национальная история – территория ежедневных сражений. Идеологи правящих партий учатся друг у друга «национализации истории», приходят к похожим политическим результатам, но неизбежно создают почву для новых и новых «войн памяти».

Как только табу на открытое обсуждение преступлений советского государства было снято, советский исторический канон рухнул. Слишком много людей вдруг посмотрели вокруг себя глазами Дудинцева, Гинзбург, Хармса. Михаил Горбачев и Александр Яковлев, открывая шлюзы, наверняка думали, что благодарные современники станут их союзниками в борьбе с окопавшейся советской элитой. Так и произошло, но поддержка была недолгой.

Новое прошлое создает новое настоящее

Революция произошла не только в понимании собственной истории, но и в текущей политике. Берите суверенитета над памятью, сколько хотите – сказало государство в 1990-е годы и не стало заниматься формированием нового канона. Этим занялся Владимир Путин, как только оказался у власти. Он восстановил контроль не только над регионами и телеканалами, но и над учебниками истории: начал создавать законодательно защищенную национальную версию истории.