Отношение человека к своей будущей смерти – один из основных вопросов любой религии. Считается, что люди, оказавшиеся на грани жизни и смерти и пережившие травмирующий опыт, почти неизбежно обращаются к богу. Ученые из США, исследовавшие религиозность среди военнослужащих, подтвердили: участники реальных боев, особенно получившие ранения, действительно укрепляются в вере – по крайней мере, они склонны чаще посещать службы и молиться.
Исследование о влиянии военного опыта на уровень религиозности провели Ресул Сесур, Трэвис Фрейдман и Джозеф Сабиа; результаты их работы в августе 2018 года опубликовало Национальное бюро экономических исследований США. Кратко их пересказывает The Economist.
В своей работе экономисты основывались на двух исследованиях американских солдат в конце 2000-х годов. Одно из них охватывало 482 человека, второе – почти 11,6 тысячи человек. Ученые также исключили вероятность, что большинство респондентов изначально были излишне набожны, поскольку в армии США при распределении боевых заданий личные религиозные убеждения не учитываются. При этом три четверти участников исследований заявили, что молятся за пределами храмов, а более 15% ходят в церковь еженедельно.
Имеющиеся данные показали, что солдаты, служившие в «горячих точках», более склонны к регулярному посещению религиозных служб, чем те, кто не участвовал в военных действиях (разница между этими двумя категориями респондентов составляет семь процентных пунктов). Те, кто непосредственно попадал под огонь противника, склонны чаще ходить в церковь хотя бы раз в две недели. Также задействованные в операциях военнослужащие чаще молятся вне храмов.
Ученые отметили, что сильнее всего религиозность возрастает среди молодых солдат (в возрасте 18–24 лет), срочников, военнослужащих-женщин и не офицеров. По мнению исследователей, это, в частности, может объясняться впечатлительностью и уязвимостью молодежи, особенно пережившей травму и ранение.
Рост религиозности у солдат можно объяснить попыткой успокоить самого себя. Мало кто сможет себя чувствовать хоть немного адекватно, зная что вокруг хаос и он может умереть в любой момент, а вот если тебя защищает твой Бог, то ситуация немного меняется. А если тебе ещё и выжить удалось, то точно по божьей воле.
На войне есть- много, много наркотиков и алкоголя.Как я был до войны атеистом, так и остался, могу тоже самое сказать в отношении сослуживцев.
Интересная статья. Кстати, про социопатов тоже интересно :-)
В заголовке с подзаголовком не хватает трёх букв - США. Экстраполировать опыт страны с 90% религиозного населения на весь мир несколько странно.
Собственно, ни сами исследователи, ни Экономист в своем пересказе на экстраполируют этих результатов "на весь мир". Да и выводы их менее драматичны, чем заголовок: "those who have served in combat zones and directly engaged the enemy are more likely to attend religious services regularly than are those who have not". Это не то же самое, что "не верили" - "поверили". И да, в плане исходной склонности к религии СЩА - аномалия современного первого мира. Не случайно атеисты там проигрывают процессы на тему "уберите In God We Trust" c банкнот и монет. Но там же креационисты проигрывают процессы при попытке вставить "альтернативу теории эволюции" в школьные программы, кстати.
Поэтому то и величайшая страна в мире.
Почему "поэтому"? И какое "величие" имеется в виду, а то это очень расплывчатая эмфатическая категория.
Очень неплохая статья, коротко и по-делу. Не знал что 90% жителей США верят в Б-га.