В России православных больше, чем верующих в Бога, а верующих больше, чем людей, хотя бы иногда заглядывающих в церковь. Социологи любят это подчеркивать: три четверти опрошенных называют себя православными, а в Бога не верят и в церковь не ходят.
Можно подумать, что раз нет веры, то нет и подлинных конфликтов – в том числе и того, который разыгрался вокруг решения Константинопольского патриархата начать процесс предоставления автокефалии Украинской православной церкви.
Автокефалии пока нет: чтобы ее дать, нужно создать некоторую масштабную церковную единицу, то есть хотя бы частично объединить раздробленные церкви. Пока Константинопольский патриархат лишь снял анафемы (отлучение), наложенные РПЦ на глав УПЦ Киевского патриархата и крошечной УАПЦ («автокефальная» в ее названии – просто слово). Объединение этих церквей и присоединение к ним части приходов Московского патриархата – еще вопрос. В ответ на снятие анафем Москва пошла на вынужденный и довольно сдержанный шаг: объявила о прекращении евхаристического общения. Такое уже было в случае, например, предоставления томоса об автокефалии Эстонской православной церкви. Все эти решения обратимы.