Выясняя у граждан, как часто те ходят в цирк, будьте готовы к избитой шутке: «Мы в нем живем». Ее актуальность лишний раз продемонстрировало субботнее заседание Совета при президенте по культуре и искусству. Эдгард Запашный, возглавляющий Большой государственный московский цирк на проспекте Вернадского – один из двух главных столичных цирков, возмутился совместным проектом миллиардера Михаила Гуцериева и знаменитого на весь мир Cirque du Soleil. В Москве в следующем году должна была появиться стационарная площадка канадского цирка. Запашный считает такой ход событий «неприемлемым и неправильным». И вот как выглядят его аргументы.
– Канадцы перекупают наших с вами соотечественников, – замечает Запашный, – [а также] другие учреждения мировой культуры, которые видят, насколько хорошо мы умеем воспитывать молодежь […] А мы здесь во времена, когда Канада очень активно вводит против нас санкции, вдруг почему‑то становимся гостеприимными. Мое убеждение, что инвестиции, которые сейчас господин Гуцериев собирается вкладывать и уже вложил, были бы более полезными для нашего, российского, искусства.
Разговор с президентом о цирке показателен сразу в нескольких отношениях. Ручное управление не ослабевает, и безграничного внимания главы государства хватает на анализ проблем, приоритетность которых вызывают все больше сомнений. С другой стороны, высокие воззвания представителей культуры к власти часто прикрывают вещи более земные. Выступая в защиту нищих провинциальных цирков, Запашный пытается всячески оградить себя от подозрений в ограничении конкуренции, но производит в итоге именно такое впечатление на главу государства.
«По сути, это борьба за рынок […] Посмотреть – это одно, а давать им [канадцам] здесь развиваться на нашей почве, на нашей базе – это совсем другая история», – расставил все точки над i президент.
И все же это частности.