Рекордный за 6 лет показатель роста ВВП – 2,3% в 2018 году – говорит о серьезных успехах цифровой экономики. Не той цифровой, которая описывается в планах «прорыва» и должна стать двигателем российской автаркии, а настоящей – отчетной, «палочной» экономики, которая только и имеет значение для российской системы управления. И которая все менее связана с реальной экономикой.
Как отчитаться
Напомним, что после непонятного пересчета Росстатом экономика в 2018 году выросла на 2,3%, тогда как самые оптимистичные прогнозы Минэкономразвития ограничивались 2%, а эксперты предрекали 1,0–1,8%.
Конечно, многие видят в этом руку министерства, которому с недавних пор Росстат подчиняется (вопреки рекомендациям международных организаций). Буквально накануне объявления о суперросте сменился руководитель статистического ведомства. В условиях тотального недоверия к власти и недостаточной прозрачности отчетов конспирология естественна – а такие действия Росстата только усиливают недоверие.
Действительно, Минэкономразвития отвечает за рост экономики – перед президентом, не перед обществом. И если президент ставит задачи вырасти до определенной цифры (а мы должны обеспечить 3–3,5% роста ВВП ежегодно), нужно стараться соответствовать, то есть на очередном совещании называть цифры, хотя бы обозначающие позитивную динамику.