архив школы
В 2016 году Елена Буянова – владелица московской IT-компании «Оберон», известной своими колл-центрами для крупных банков и ритейлеров – открыла недалеко от Риги международную школу Exupery. Вскоре построенное с нуля школьное здание начало завоёвывать архитектурные премии, а желающие учиться в Exupery начали выстраиваться в очередь. В интервью Republic она рассказала о том, почему решила инвестировать в образование за пределами России, сколько это стоит и возможно ли окупить такие инвестиции.
– Каково это – создать частную школу в другой стране, хотя и не в самой далекой, но все-таки?
– Когда моя семья обосновалась в Латвии, там было две международные школы – и очереди из желающих туда попасть. Все они предлагали традиционную систему образования. Но на мой взгляд, классическое образование с традиционным набором предметов и форм преподавания уже не отвечает задачам нашего времени. Тогда я и подумала, почему бы не сделать еще одну школу? Мне кажется, если хочешь изменить мир к лучшему – надо браться и менять, прямо там, где сам находишься. Свой профессиональный путь я начинала как учитель математики. Но не смогла работать в школе, потому что мне не нравились ни принципы преподавания, ни то, как они реализуются.
Сейчас же в мире с образованием происходит еще более странная вещь. Мы не знаем, кем будут наши дети через 20 лет, какие профессии будут востребованы, а какие исчезнут. Мы сами поменяли профессию несколько раз за жизнь, а наши дети должны учиться уже не профессиям, а определенным навыкам. Например, как в этом информационном хаосе вылавливать и использовать что-то нужное. Еще один важный навык, которому неплохо было бы научиться – это умение работать друг с другом. Несмотря на все соцсети и гаджеты, люди становятся все более разобщенными, им все сложнее общаться вживую, работать и создавать что-то вместе.
– Как же они играют в сетевые компьютерные игры типа FortNite?
– Тут у медали есть две стороны. С одной стороны, сетевые игры – это новая отрасль экономики, где есть крутые игроки, команды, люди зарабатывают деньги, строят стратегии, становятся киберспортсменами. Но большинство людей, к сожалению, просто тупят в играх, прячутся за никами, а когда нужно общаться на бытовом уровне или даже в учебном процессе, начинаются большие сложности. Кроме того, отсутствуют навыки презентации – дети не умеют защищать свое мнение, аргументированно, спокойно, без надрыва рассказывать, почему они так думают.
В классической школе практически нет форматов, где дети могли бы научиться сотрудничеству, работе в команде. Поэтому, придя после школы и университета на работу, люди не готовы к реалиям рынка.
– А как можно решить эту проблему в школьном образовании?
– Отстаивать свое мнение можно научиться в ходе дебатов. Сюда же – умение писать эссе, это, на самом деле, непросто, этому надо учиться, когда ты ставишь вопрос, изучаешь его, подбираешь аргументы, потом отвечаешь, почему это так, с твоей точки зрения. То есть не переписываешь из интернета какую-нибудь статью, как зачастую происходит в наших постсоветских школах. Кроме того, у нас есть школьная ассамблея – инструмент самоуправления, где дети участвуют в принятии решений о тех правилах, по которым живет школа, учатся отстаивать их перед взрослыми. Например, они приняли решение, что в нашей школе не будет школьной формы.
Этому, в принципе, необходимо учить с детства, почему мне и нравится система международного бакалавриата [по которой работают многие международные школы]. Один из главных ее принципов – это ответственность ребенка за свои поступки, решения и обучение. Это начинается с мелочей – с того, что родители не кладут спортивную форму ему в рюкзак, он должен это делать сам. Ответственности за себя и свои поступки мы учим детей с детского сада.