Владимир Путин и Нюта Федермессер. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин и Нюта Федермессер. Фото: kremlin.ru

Сегодня, когда вся «вовлеченная» Россия, затаив дыхание, смотрит вторую серию триллера «Хамовники-43», в которой Империя наносит ответный удар, пачками снимая с муниципальных выборов «некошерных» кандидатов, я продолжаю находиться во власти интриги первой серии, в которой были разоблачены и побеждены тайные пособники Империи. Ведь без первой серии не было бы и второй, или ее сюжет был бы другим.

История с хождением Анны (Нюты) Федермессер во власть – как хороший коньяк: со временем только растет в цене. Чем меньше эмоций, тем глубже смысл. Если бы этой истории не было, ее надо было придумать, потому что она, несмотря на свою кажущуюся уникальность, для сегодняшней России является типовой. Выборы в Хамовниках поставили российский политический класс перед зеркалом. К сожалению, на мой взгляд, ни одно отражение в нем не оказалось безупречным. Дело, как всегда, не столько в произнесенных словах, сколько в интонациях. Эти интонации обнажают невероятную степень озлобленности и разобщенности российского гражданского общества, что делает его совершенно безопасным для режима. С таким багажом далеко от станции «Дно» не уедешь, какой бы локомотив ни прицепила история-стрелочник к этому составу.

Воспоминание о будущем

Мне до сих пор не очень понятно, зачем Нюта Федермессер согласилась участвовать в этой игре, зато я прекрасно понимаю, почему она решила из нее выйти. Признаюсь, наверное, на ее месте я бы отказался баллотироваться куда бы то ни было. Но не потому, что считаю недопустимым конкурировать с Соболь или Митрохиным (о нем как-то все забыли в общем хайпе – а, кстати, зря), а потому, что не люблю оказываться в ситуациях, контекстом которых я не управляю. Слишком высок риск превратиться в объект манипулирования.

Сама идея участия оппозиции в выборах оказалась в значительной степени дискредитированной. К сожалению, не все плохое в этой истории можно списать на «кровавый режим». Это звучит дико, но в России снова и снова приходится объяснять, что линия разделения добра и зла проходит не по границе разделения идеологий. Как можно быть «дельным человеком и думать о красе ногтей», так можно быть сторонником авторитарного режима и вполне порядочным человеком в частной жизни. А можно быть пламенным борцом с режимом и человеком неприятным буквально во всех отношениях. И одно не компенсирует другое.