Титр «при поддержке Фонда кино» на первых минутах национальных кинокартин вызывает противоречивые чувства. О результатах этой поддержки госканалы и министр Мединский говорят с восторгом, а киноблогеры и рядовые зрители отзываются саркастически. Проблема даже не столько в качестве кино – в конце концов, фонд поддерживал не только патриотическое фэнтези и нечто вроде «Мстителей» с AliExpress, – сколько в непрозрачности бюджетной поддержки и тотальной закрытости клуба прокатчиков кинопроизводителей.
Однако на днях Счетная палата неожиданно подтвердила обоснованность рисков, связанных с бюджетным финансированием аффилированных проектов, о которых мы («Трансперенси Интернешнл – Россия» – прим.редакции) писали в прошлом году. Такую аффилированность принято называть конфликтом интересов.
Как заработать на государственной поддержке
Фонд кино, основной инструмент Минкульта по беспощадному субсидированию российских кинокомпаний, ежегодно распределяет от 2,5 до 4,3 миллиардов рублей в виде целевых субсидий посредством конкурсного отбора. При этом из предусмотренных в 2019 году 2,5 млрд рублей только 30 миллионов (чуть более 1%) выделяются на условиях стопроцентной возвратности. Остальные деньги выдаются безвозвратно, то есть в худшем случае для продюсеров это беспроцентный заем, а в лучшем – подарок. Поэтому о том, чтобы кино собирало кассу, переживают только продюсеры, а государство получает разве что моральную компенсацию и возможность оправдаться перед критиками: мол, зритель кино не оценил.