Владимир Путин. Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Владимир Путин. Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Помощник президента Владислав Сурков, ранее отвечавший за внутреннюю политику, продолжает научные изыскания в сфере актуальной идеологии. Открывая специальную рубрику на сайте «Актуальные комментарии», он охарактеризовал «путинизм» как «действующую идеологию повседневности со всеми его социальными инновациями и продуктивными противоречиями». А также назвал его «глобальным политическим лайфхаком властвования». Если первое утверждение выглядит достаточно туманно (не понятно, о каких «социальных инновациях» идет речь и что автор подразумевает под сомнительным термином «продуктивные противоречия»), то со вторым утверждением трудно не согласиться. Миру действительно явлен метод управления государством. Другой вопрос – насколько этот метод уникален и оригинален?

Устаревший лайфхак

Это далеко не первая попытка высокопоставленного сановника описать действующий в России режим с точки зрения политологической науки. В начале этого года «Независимая газета» опубликовала его статью, в которой он предрекает «государству Путина» долгое и счастливое будущее: «Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина». Но если начать всерьез разбираться с реальным содержанием термина «путинизм», то сразу возникают серьезные сомнения в тезисе о том, что машина эта «только набирает обороты». Кажется, что все происходит ровно наоборот.

Сразу необходимо оговориться, что ничего новаторского в способе управления государством («лайфхаке властвования»), которое с самого начала своего правления применяет Владимир Путин, разумеется, нет. В разные эпохи в разных частях земного шара к власти приходили люди, твердо уверенные в том, что максимальная концентрация властных полномочий в одних руках – идеальная форма правления. И какими бы благими мотивами или внешними обстоятельствами ни объяснялся выбор управленческой модели, причина всегда была в одном – построить политическую конструкцию, надежно обеспечивающую несменяемость власти. Для достижения этой цели Владимир Путин последовательно использует весь арсенал средств, которые есть в наличии. Арсенал оказался поразительно богатым.