Государственный ВЦИОМ и близкий к Кремлю Центр политической конъюнктуры опубликовали результаты совместного исследования «об идеальном политическом лидере через призму популярных образов киногероев». Авторы постарались повторить в модифицированном виде знаменитый опрос 1999 года, после которого образ Штирлица стал ассоциироваться с фигурой Владимира Путина – хотя Штирлиц тогда и не победил. Сейчас победил именно Штирлиц, ассоциация с Путиным на месте, но перспективы Максима Исаева не выглядят блестящими.
Индекс Штирлица
В 1999 году было два опроса – ВЦИОМ и РОМИР, – в которых респондентов прямо спрашивали, за кого из киногероев они проголосовали бы на президентских выборах. ВЦИОМ предлагал 14 кандидатур, победил Петр I (19%), маршал Жуков и Глеб Жеглов («Место встречи изменить нельзя») набрали по 13%, Штирлиц – 10%. У РОМИР из 16 кандидатов победил Жуков (35%), Штирлиц был вторым (14%), Жеглов третьим (10%). Журнал «Коммерсантъ-Власть» поместил тогда на обложку Штирлица как «гуманного силовика», – по сравнению с Петром, Жуковым и Жегловым, – который тем не менее отражает запрос россиян на нового президента.
Любопытно, что в тех двух опросах среди 25 оригинальных кандидатов (с учетом пяти пересечений) была всего одна женщина (сваха Вера из «Одиноким предоставляется общежитие»). Зато в списки вошли целых семь иностранцев: барон Мюнхгаузен, Дон Кихот, Гамлет, Атос, Шерлок Холмс, Рэмбо, а также Джон Маклейн, стыдливо названный «Крепким орешком» (видимо, не было надежды на то, что респонденты запомнили имя персонажа).
20 лет спустя ВЦИОМ и ЦПК решили сделать похитрее. Респондент последовательно отвечал на три вопроса: сначала называл три самых важных качества для политика/лидера; затем из списка киноперсонажей выбирал одного, кто наиболее соответствовал этим качествам; потом отвечал, проголосовал ли бы за такого лидера на президентских выборах.
Из 11 кандидатов Штирлиц набрал больше всех как идеальный лидер – 20%. На втором месте профессор Преображенский («Собачье сердце») – 12%, за ним Данила Багров («Брат», «Брат-2») и Мария Швецова (сериал «Тайны следствия») – по 11%.
С учетом того, что кинопредпочтения были предварительно исследованы, можно прежде всего сделать вывод о состоянии российского кино. Трем самым привлекательным кинообразам лидеров соответственно 46, 31 и 22 года. «Тайны следствия», к слову (кто бы мог подумать), на посту беспрерывно с 2000 года, почти как наш президент.