Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

В начале 1980-х в Нью-Йорке наблюдался настоящий разгул преступности, процветали проституция и купля-продажа наркотиков. Но уже к 1990-му проститутки практически исчезли с улиц, а граффити – с уличных зданий. Мегаполис (и другие крупные города Америки), как утверждается, спасла «теория разбитых окон».

Впервые ее упомянули в 1982 году в статье для The Atlantic американские криминологи Джордж Келлинг и Джеймс Уилсон. Они заявляли, что поддержание порядка (чистоты) на улицах и борьба с преступностью идут рука об руку. Позже смысл теории кратко сформулировал канадский журналист и писатель Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент»:

Преступность – это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям.

Теперь же, спустя 37 лет после первого упоминания, исследователи из Северо-Восточного университета (Бостон) утверждают, что «теория разбитых окон» не работает. Один из авторов исследования, Дэниел О’Брайен, доцент Школы криминологии и криминальной юстиции и Школы публичной политики и городского развития университета, замечает, что у человека есть предрасположенность обращать внимание на беспорядок. Однако ошибочно экстраполировать психологические эксперименты на повседневную реальность.