Мир Осман Али Хан в молодости

Мир Осман Али Хан в молодости

Фото: Wikimedia Commons

В Лондоне завершилась одна из самых длительных в истории британской юриспруденции судебных тяжб. Суд признал право индийских принцев на миллионы деда, последнего правителя Хайдарабада, слывшего в середине прошлого века самым богатым и самым скупым человеком планеты.

Пенсионер союзного значения

До обретения независимости в 1947 году Индия состояла из полутысячи, а если точнее – 560 княжеств. Самым большим, сильным и богатым было княжество Хайдарабад и Берар на юге полуострова. Оно занимало площадь 212 тысяч км² и имело все атрибуты независимого государства, включая армию. Правителей Хайдарабада называли низамами (от Nizam-ul-Mulk – повелитель королевства).

Последним, седьмым по счету низамом, был Мир Осман Али Хан, правивший Хайдарабадом более трети века (1911–1948). Князь придерживался ислама. Несмотря на то, что 85% его подданных были индуистами, он не хотел входить в состав независимой индуистской Индии. Пакистан всячески поддерживал его независимые настроения в надежде, что со временем Хайдарабад станет третьей частью Пакистана (второй был Восточный Пакистан, сейчас Бангладеш).

Однако все мечты о независимости рассеяла индийская армия, вторгшаяся в Хайдарабад осенью 1948 года. Операция «Поло» продлилась пять дней. После нее в Индии появился штат Хайдарабад- и, как сказали бы в СССР, пенсионер союзного значения. Пенсионером – так же, как сотни правителей других, насильно или добровольно присоединенных к Индии княжеств, – стал Али Хан. После получения гарантий неприкосновенности имущества он подписал договор о вступлении в Индийский Союз.

За несколько дней до капитуляции Наваб Мойн Наваз Юнг, исполнявший в Хайдарабаде обязанности финансового министра и министра иностранных дел, перевел пакистанскому комиссионеру в Лондоне Хабибу Ибрагиму Рахимтуле £1 007 940.

«Ввиду возникшего сейчас в Хайдарабаде положения, – писал он комиссионеру, – и для защиты интересов государства я буду очень благодарен, если вы позволите перевести на ваш счет немногим более миллиона фунтов стерлингов, которые сейчас лежат на счете правительства низама в лондонском Westminster Bank…»

Именно за этот миллион фунтов в National Westminster Bank (NatWest), который за 70 лет превратился почти в £35 млн ($45,5 млн), и разгорелись долгие судебные сражения.