В анонсированном на 15 января Послании Владимира Путина Федеральному Собранию главный акцент обещано сделать на преодолении бедности и «стагнации реальных доходов населения». В предыдущем Послании (февраль 2019 года) Путин декларировал: «Уже в ближайшее время, в этом году люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему». «Должны» были, но, как мы все видим, не «почувствовали». Как не достигла страна в нынешнем году обещанных правительством при том же президенте в марте 2008 года средней зарплаты в 2700 долл., быстрого роста (6,5% в год) и среднедушевого ВВП в 30 тысяч долл.
В Кремле прекрасно понимают, что дальнейшая «стагнация» уровня жизни граждан чревата серьезными проблемами для партии власти на парламентских выборах 2021 года, а еще таким падением рейтинга российского самодержца, который не подправить никаким изменением методики ВЦИОМ.
Между тем, у власти совсем немного реальных рычагов выправления ситуации. Распиаренные «национальные проекты» остаются вещью в себе, а рост производительности труда и экономики, названный Путиным в недавнем общении с СМИ «главным путем повышения доходов населения в целом», вряд ли превысит в этом году 1,5%.
Бюджетных денег не хватит
Какие козыри в этой ситуации может использовать Кремль, имея по итогам исполнения прошлогоднего бюджета профицит в 1,8 трлн рублей?
Прибавить еще тысячу-полторы рублей в месяц пенсионерам и получателям минимальной зарплаты? Поднять зарплаты врачам в провинции? Освободить от НДФЛ малоимущих (как давно сделали большинство цивилизованных стран)?
Пообещать семьям при рождении детей списание или льготную реструктуризацию кредитов? Или «материнский капитал» при рождении уже первого ребенка? А, может быть, еще и «отцовский капитал» – для мужчин, которые в одном браке уже вырастили детей, а в другом браке растят новых? Повысить детские пособия для семей с двумя детьми и более (ведь большинство таких семей относятся к малоимущим)?
Обеспечить – наконец-то! – жильем всех нуждающихся ветеранов ВОВ? А еще освободить их от всех видов коммунальных платежей?
Ввести, как в США, «продуктовые талоны» для бедных? Поднять стипендии студентам хотя бы до половины того уровня, что был во времена СССР (когда на стипендию в 35–45 рублей можно было протянуть месяц)? Расширить практику выдачи целевых субсидий на образование и медицинское обслуживание? Ускорить выдачу и увеличить размер компенсационных выплат держателям «замороженных» советских вкладов? Список подобных «пожеланий трудящихся» (включая запросы номенклатуры и силовиков) можно продолжить.
Но на самом деле «профицитные» 1,8 триллиона – это не такие большие деньги. Если поделить их на население России (146,7 млн. чел), то каждому в месяц перепадет всего лишь по тысяче с лишним рублей. То есть бюджетных денег на восполнение даже части накопившихся социальных «задолженностей» не хватит.
Тогда, спрашивается, на что хватит? За счет чего в условиях стагнирующего ВВП человек, чьи инициалы с аббревиатурой ВВП совпадают, сможет реально преодолеть стагнацию доходов населения? Или, по крайней мере, убедить людей, что анонсированные им 15 февраля решения – не привычное сбрасывание нуждающимся «крошек со стола».
Многим, причем давно, хочется, чтобы наряду с обычными припарками Путин озвучил планы «пощипать» состоятельных людей. Какой есть выбор опций? Например, анонсировать – или, по крайней мере, поставить вопрос о такой возможности – отказ от плоской шкалы подоходного налога. И/или: поднять налог на предметы роскоши и дорогую недвижимость, обложить налогами наследников больших состояний (например, от 10 млн руб.), поднять налоги для игорных заведений, букмекерских и лотерейных контор, направляя часть вырученных таким образом миллиардов на латание дыр в образовании, здравоохранении, науке и культуре. Да, и почему бы «счастливчиков», выигрывающих крупные суммы, не обложить разумным, как в Европе и США, налогом – скажем, с миллиона, будьте добры, заплатите 20%, а с миллиарда – 50%.
Ну, и, конечно, вполне уместно было бы объявить о принятии более жестких практических мер по борьбе – хотя бы с особо наглыми – казнокрадами и коррупционерами. Например, поддержав предложение СКР об установлении контроля над незаконным обогащением, установив ограничения на перемещение денежных средств за границу, на приобретение чиновниками и топ-менеджерами госкорпораций, а заодно и кремлевскими пропагандистами дворцов и яхт за рубежом. А то ведь получается, что за 20 последних лет из страны вывели (причем не мешками по тайным тропам и не подводными лодками, а через вполне законные банковские каналы), по разным оценкам, от 500 миллиардов до одного триллиона долларов. Но вот уголовные дела по обвинению в незаконном выводе капиталов возбудили лишь в отношении нескольких предпринимателей. Во всяком случае, на вскидку кроме Валерия Израйлита и Сергея Петрова других имен в этой связи на ум не приходит.
Будем «щипать» имущих?
Считаю, что даже умеренные новации с «секвестированием» наиболее состоятельных могли бы несколько смягчить поистине неприглядную картину сегодняшней России, где 5% населения владеет то ли 70%, то ли 80% общенационального пирога. И это лучше, чем дождаться реального приближения предреволюционной ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят», а «щипать» самых имущих начнут не власти, а малоимущие и неимущие.