Wikimedia Commons
Распространение смертельно опасного вируса в провинции Хубей ускоряется, завил в субботу [25 января 2020 года] глава КНР Си Цзиньпин на экстренном совещании Политбюро китайской компартии заявление Си цитирует BBC). На момент написания данной заметки число зарегистрированных случаев заражения коронавирусом 2019-nCoV достигло 1287 человек, 41 из них умер (update на утро понедельника: более 2700 заболевших, 80 погибших).
Эпидемиологи в целом не сомневаются, что речь идет о зоонозе — то есть об инфекции, которая изначально была передана человеку от животных, а потом уже начала распространяться от человека к человеку. Не до конца понятно, какое именно существо было природным резервуаром вируса, но передача, скорее всего, произошла на «живом рынке» в провинциальной столице Ухань (на таких рынках продается множество животных, которые используются в китайской кухне, — в том числе весьма экзотические).
Новую болезнь, еще не получившую официального названия, всё чаще сравнивают с тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС, он же «атипичная пневмония»), убившим в 2002–2003 годах 800 человек (9,5% заболевших) в разных странах мира. Эта болезнь перешла к человеку от очень симпатичного зверька — масковой пальмовой циветты. В южном Китае циветта считается деликатесом.
Американский научный журналист и писатель Дэвид Куаммен подробно рассказывает эту историю в своей книге «Зараза. Как инфекции, передающиеся от животных, могут привести к смертельной глобальной эпидемии» (вышла на русском в 2016 году). С разрешения издательства публикуем с некоторыми сокращениями отрывок из главы «Ужин на крысиной ферме».