unsplush.com
Арсенал управления неисчерпаем, а научных моделей и выстраданных практик администрирования просто не счесть. Но уверен, ничто – даже самая экстравагантная менеджерская концепция – не станет сознательно поощрять неэффективность, недисциплинированность и халатность. Сомнительную пользу наказания за плохо выполненную работу еще можно считать поводом для дискуссии. Например, японцы и их немногочисленные последователи, верящие в систему пожизненного найма, убеждены, что сохранение лояльности оступившегося сотрудника вносит в долгосрочное процветание компании – и опосредованно нации – больший вклад, чем позорное увольнение или даже строгий выговор, подкрепленный крепким начальственным словом.
Но награждать за отрицательный результат? Подобная идея, если только речь не идет об ошибке или случайном браке, выявление которых требует нетривиальных способов мотивации персонала, попросту абсурдна. Это как заливать бензином пожар. Кому такое придет в голову? Добро пожаловать в российское зазеркалье.
На неделе Счетная палата обнародовала без преувеличения разгромные результаты стратегического аудита работы правительства в 2017–2019 годах. Диагноз ведомства Алексея Кудрина: бесцельность, бесконтрольность, некомпетентность и бесперспективность:
«Система стратегического планирования деятельности ФОИВ (Федеральных органов исполнительной власти. – Republic) в настоящее время разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины. В этом состоянии она не способствует достижению национальных целей».
И еще:
«Стратегическое управление деятельностью ФОИВ не соответствует современным требованиям». «Доклады о ходе реализации планов деятельности ФОИВ за отчетный год носят формальный характер. Они не содержат оценку и анализ причин недостижения целей и показателей и не могут быть использованы в качестве инструмента принятия управленческих решений».
И еще:
«Отмечается высокий уровень ежегодного недостижения плановых значений показателей деятельности ФОИВ».
Вся эта критика, увы, напоминает лай вслед каравану, ушедшему далеко вперед. Кабинет Дмитрия Медведева, по оценкам аудиторов, сработал неудовлетворительно? Что ж, государством сделаны беспощадные оргвыводы. Дюжина министров правительства сохранила свои посты. «[Остальные] уже все трудоустроены», – заявил в минувшее воскресенье пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ранее писали о вероятном перемещении ряда членов кабинета в кресла руководителей госкомпаний – а именно: «ДОМ.РФ» (Виталий Мутко) и «Почта России» (Максим Акимов). На неделе слухи подтвердились официальными назначениями.
Переход Алексея Гордеева с позиции вице-премьера на должность вице-спикера Госдумы можно считать скольжением по горизонтали. Появление в Сбербанке в качестве куратора медицинских проектов Ольги Голодец, еще одного бывшего зампреда правительства, отвечавшего за вопросы культуры, спорта и туризма, а ранее – за социальную политику, здравоохранение и образование, тоже не выглядит карьерным поражением. Скорее, это комфортное назначение для человека, успевшего позаниматься аналогичной деятельностью в самых разных местах – от «Норникеля» до мэрии Москвы.
Тефлоновый принцип работает и в отношении множества других федеральных чиновников. Скажем, Росреестр, проваливший сроки реализации своего главного проекта (перехода на федеральную автоматизированную систему ведения ЕГРН) и отмеченный слишком большим, даже по российским меркам, числом коррупционных скандалов (последний эпизод минувшей недели – ведомственное ОПГ на Ямале). Руководившая агентством Виктория Абрамченко запомнилась одним из самых загадочных назначений в истории российского госуправления (в 33 года уроженец Таджикистана Парвиз Тухтасуновс, советник Абрамченко и обладатель довольно странного послужного списка, возглавил подведомственную Росеестру Федеральную кадастровую палату). И что же в итоге? Теперь Абрамченко – вице-премьер российского правительства.
roseestr.ru
В свете всего этого разговоры об «естественном отборе» элит и отрицательной селекции российской власти следует счесть чересчур комплиментарными и утратившими актуальность. Никакой селекции на самом деле нет. Вместо нее – спорадическая ротация людей во всепрощающей системе. В ней можно провести бурную молодость, пережить степенную зрелость, встретить счастливую старость и успеть напоследок надежно пристроить детей. И все это в награду за «высокий уровень ежегодного недостижения». В свежих Хрониках госкапитализма: