В гуманитарном лектории СКОЛКОВО начался цикл лекций, посвященный роли гуманитарных практик и культуры в формировании капитала идентичности современного человека. Представляем вашему вниманию конспект вводной лекции, которую прочитала литературовед, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» и соучредитель Фонда Михаила Прохорова Ирина Прохорова.
О роли культуры для личного бренда
При слове «культура» у людей становится меланхолическое выражение лица – это во многом связано с тем, что в последние годы культура приобрела странный маргинальный оттенок в общественном сознании. Когда на российском ТВ появился канал «Культура», который создавался по аналогии с французским Arte, в российском эстетическом пространстве он стал восприниматься как заповедник: вот ваша культурка, вот здесь про высокое говорите, а тут – мы про жизнь, про бизнес, про политику. А культурка – она вроде бы такая прилагающаяся история. Недаром всегда были эти бесконечные шутки, что филфаки – это ярмарка невест. Предполагалось, что там учатся в основном девушки и что они, как и положено хорошим будущим женам, на фортепиано играют, на языках говорят и культуркой занимаются, литературу читают.
Как появилось это странное представление о добавочной стоимости культуры? Я бы сказала, что это во многом связано с почти сознательным антиинтеллектуальным трендом, который с середины 2000-х стал набирать обороты.