
Канадский стюард Гаэтан Дюга, которого СМИ назвали "нулевым пациентом" — человеком, якобы распространившим СПИД в США. Через много лет после смерти Дюга был полностью оправдан: вирус ВИЧ появился в Западном полушарии задолго до него
. Фото: wikipedia.org
Поиски козла отпущения – одно из любимых занятий человечества, а в дни тяжелой эпидемии вопрос «кто виноват?» приобретает особую актуальность. В отличие от землетрясения или тайфуна, которые по большей части воспринимаются именно как «стихийные» бедствия, эксцессы взбесившейся природы, пандемия неизбежно провоцирует панические поиски источника: кто же тот первый злодей, с которого пошла смертельная зараза?
И нет ли среди нас таких злодеев, которые прямо сейчас продолжают ее распространять – по преступному недомыслию, сознательному злодейству или просто в силу своего цвета кожи и этнического происхождения?
Лихорадочные конспирологи и манипуляторы уже указали на многих «виновников» быстрого распространения COVID-19: от «нечистоплотных китайцев, которые едят всякую дрянь» (президент Трамп, несмотря на протесты американцев азиатского происхождения, до недавнего времени упорно продолжал называть новую болезнь «китайским вирусом»), и россиян, которые «любят поездить по заграницам» и якобы доставили напрямую из Куршевеля чемодан вирусов, до глупых верующих, которые непонятно зачем толпятся в своих антисанитарных церквях (синагогах, мечетях), и мифических беглянок из «Коммунарки».
Ниже – два отрывка из двух книг, в которых рассказаны истории двух «великих распространителей» прошлого. О неуловимой кухарке и экономке Мэри Маллон, «Тифозной Мэри», которая в начале XX века (прекрасно зная, что она носитель инфекции) заразила брюшным тифом как минимум десятки людей, рассказывает британский писатель Билл Брайсон в «Краткой истории быта и частной жизни».
А о канадском стюарде Гаэтане Дюга, на которого СМИ (и некоторые медики) незаслуженно навесили ярлык «человека, который привез СПИД в Америку», повествует американский журналист Дэвид Куаммен, автор книги «Зараза. Как инфекции, передающиеся от животных, могут привести к смертельной глобальной эпидемии».
А между тем, проникновение вируса СПИД в Т-лимфоциты хелперы происходит через трансмембранный белок CCR5. Якобы, вирус выделяет протеазу, разрушающую CCR5, и через отверстие проникает в клетку. Гипотеза сомнительная, если учесть примитивность структуры вирусов. Назначение этого белка не известно. Однако, около 6% людей рождаются с отсутствием CCR5 и одноименного гена его экспрессии. Эти люди абсолютно не восприимчивы к ВИЧ. Никаких дефектов у таких людей при отсутствии CCR5 не наблюдается. Может быть, это полезная мутация?
Эта делеция (потеря участка хромосомы с геном отвественным за синтез CCR5) с одной стороны даёт устойчивать от заражения СПИДА, но при это сильно увеличивает вероятность заражения лихорадкой западного нила. Это не 100% полезная мутация.