Машина сельской скорой помощи у Муромцевской центральной районной больницы. Омская область. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Машина сельской скорой помощи у Муромцевской центральной районной больницы. Омская область. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Прогнозы развития пандемии COVID-19 и меры по ее сдерживанию на территории России должны принимать во внимание значительную региональную неоднородность российской экономики. Сегодня взоры в связи с заболеванием в основном обращены к Москве, однако по мере развития пандемии на территории России более разрушительному воздействию заболевания могут подвергнуться менее обеспеченные регионы. 

Доходы

В 2017 году валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения в российских регионах различался в 17 раз. По межрегиональной вариации ВРП Россия превосходила не только развитые страны, такие как Австралия, Германия и Канада, но и развивающиеся экономики Бразилии, Индии и Китая. Если ВРП на душу населения с учетом паритета покупательной способности в одних регионах – Сахалинской и Тюменской областях, Чукотском автономном округе или Москве – близок к подушевому ВВП богатых экономик, то в наименее благополучных с этой точки зрения российских регионах – Тыве, Кабардино-Балкарии или Ингушетии – близок к подушевым доходам в беднейших странах.

Исходя из различий в уровне доходов можно предположить разную готовность и разные эффекты от пандемии коронавируса в российских регионах. На страновом уровне более низкий уровень доходов ассоциируется с менее развитыми системами здравоохранения, меньшим уровнем образованности людей, значительным уровнем распространения определенных видов хронических заболеваний и т.д. Эти эффекты могут привести к более тяжелым последствиям от пандемии по сравнению с относительно благополучными регионами. А недостаток доходов как на уровне региональных властей, так и граждан, затруднит собственные возможности бедных регионов для исправления ситуации.

Многим из зараженных коронавирусом требуется стационарная медицинская помощь. В зависимости от успешности мер по сдерживанию пандемии, стационарное лечение может понадобиться большему или меньшему числу людей. Насколько готовы региональные системы здравоохранения к массовому поступлению пациентов?