Существуют, как заметили в свое время Ильф и Петров, два мира – большой, для больших замыслов и свершений, и маленький, для простых людей. И пока обитатели «маленького мира» беспокоятся о том, где добыть санитарную маску на время эпидемии коронавируса, в «большом мире» государственные лидеры ведут между собой нефтяные войны.

В ближайшие дни должна состояться созванная Саудовской Аравией встреча стран – участников ОПЕК+, посвященная уровню добычи нефти. Ее вообще-то собирались провести 6 апреля, но дату в последний момент перенесли – одной из причин, судя по всему, стали неосмотрительные слова Владимира Путина. На совещании в Кремле российский президент заявил, что причиной резкого обрушения рынка нефти в мире стала инициатива саудитов, желавших «избавиться от конкурентов, которые добывают так называемую сланцевую нефть». Для того-то они, со слов Путина, и обрушили цены.

Эр-Рияд отреагировал быстро и жестко: принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд, занимающий в королевстве пост министра иностранных дел, заявил, что слова Владимира Путина не являются правдой, а являются, напротив, фальсификацией фактов; это Россия, а не Саудовская Аравия вышла в марте из соглашения по добыче нефти, в то время как остальные члены ОПЕК убеждали ее пойти на сокращение добычи. Проще говоря, принц Фейсал публично назвал Путина лжецом.

Именно российские власти еще с конца прошлого года открытым текстом предупреждали о выходе из соглашения с ОПЕК – вопреки мнению экспертов, министр энергетики Александр Новак уверял, что это не приведет к падению цен, а глава «Роснефти» Игорь Сечин и вовсе добивался этого уже давно и весь прошлый год писал Путину письма, в которых назвал соглашение «стратегической угрозой» для России, и именно из-за американской сланцевой нефти. Вопреки договоренностям с ОПЕК, российские компании наращивали объем добычи, и поэтому сам по себе выход России из сделки был в общем-то предсказуем – в наши дни крупные государства вообще легко разрывают еще и не такие сделки, если вдруг сочтут их невыгодными, а Сечин уверял Путина именно в этом.