Советские войска вступают в Ригу, июнь 1940

Советские войска вступают в Ригу, июнь 1940

Фото: Wikimedia Commons

5 мая 2021 года в Госдуму был внесен проект поправок к закону «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне». Новые поправки запрещают «отождествлять роли СССР и Германии (и других держав "оси") во Второй мировой войне», а также отрицать «решающую роль советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарную миссию Союза ССР при освобождении стран Европы».

Предельно размытые формулировки поправок призваны, вероятно, облегчить максимально широкое толкование новой редакции закона и его избирательное правоприменение.

Что, собственно, значит «отождествлять роли»? В русском языке слово «отождествить» имеет совершенно конкретное значение: «признать тождественным», то есть одинаковым в мельчайших деталях. Трудно себе представить человека в здравом уме, который вдруг объявит, что действия СССР и Третьего рейха в ходе войны были полностью идентичны до мельчайших деталей…

Однако стоит немного (совсем чуть-чуть) слукавить, истолковав «отождествление» как «сравнение» — и любая научная дискуссия о сходствах и различиях в действиях сталинского и гитлеровского тоталитарного государства тут же выводится за рамки закона.

То же и с отрицанием «гуманитарной миссии»: отрицать, что Красная армия освободила страны Восточной Европы от гитлеровской оккупации — все равно, что отрицать ход Земли вокруг Солнца. Но как быть с тем фактом, что на штыках той же Красной армии в этих странах был установлен новый тоталитарный режим (хотя, разумеется, не «тождественный» нацистскому)? Почему-то кажется, что это утверждение легко может быть истолковано как злостное и заведомое «отрицание гуманитарной миссии».

Законопроект внесли депутаты Госдумы Елена Ямпольская и Александр Жуков, а также сенатор Алексей Пушков. В пояснительной записке законодатели утверждают, что в последнее время в СМИ, в том числе, и в российских, «регулярно публикуются и передаются в эфир бездоказательные обобщающие уничижительные высказывания», в которых отождествляются действия СССР и нацистской Германии в период Великой Отечественной войны.

После этого длинного предисловия давайте внимательно прочитаем отрывок из книги Роджера Мурхауса «Дьявольский союз: пакт Гитлера-Сталина, 1939–1941» (книга вышла в прошлом [2020] году в издательстве Corpus). Это одно из новейших и наиболее полных исследований о «леденящей симметрии» краткой (но весьма кровавой) дружбы двух диктаторов.

Могут ли факты, приведенные известным британским историком, считаться «бездоказательными обобщающими уничижительными высказываниями»?

Александр Туров

***

В конце мая — начале июня 1940 года мир с замиранием сердца следил за нацистским блицкригом в Западной Европе, падением Франции, эвакуацией Дюнкерка и сдачей Парижа. А в это время на противоположном конце Европы тоже сгущалась тьма: Сталин, развязавший своему союзнику Гитлеру руки для действий на Западе, решил, что наступил самый подходящий момент для того, чтобы покончить с независимостью стран Балтии.

Советские газеты, открывшие пропагандистскую кампанию против Литвы, Латвии и Эстонии, приветствовали успехи Гитлера и прямо сравнивали маленькие прибалтийские республики с Бельгией и Нидерландами, по нейтралитету которых нацисты только что прокатились железным катком. По мнению Гитлера (и Сталина), «нейтралитет малых стран» — всего лишь политическая фикция: «слабым» государствам самой судьбой предназначено подчиниться великим тоталитарным империям.