UPD: NASA и SpaceX перенесли старт из-за неблагоприятных погодных условий на субботу, 30 мая, 15:22 по времени восточного побережья США (22:22 мск).
Сегодня запланирован первый пилотируемый полет на построенных частной компанией ракете и космическом корабле к Международной космической станции. Американская компания SpaceX должна доставить на МКС двух астронавтов. Успех будет важной вехой и для NASA, и для SpaceX: впервые частная коммерческая компания приступит к фактическому выполнению взятых на себя обязательств по доставке астронавтов на околоземную орбиту.
Национальное управление по аэронавтике и освоению космического пространства США (NASA) фактически является единственным заказчиком беспилотных и пилотируемых полетов SpaceX к МКС. За последние два десятилетия Space Exploration Technologies Corp. (SpaceX) получила от NASA несколько миллиардов долларов для финансирования разработки космического корабля для доставки грузов и людей на МКС, в частности более $3 млрд на разработку пилотируемого корабля Crew Dragon. Пилотируемая программа SpaceX – не единственный получатель финансирования NASA. Управление также выделяло средства компании Boeing – почти $5 млрд на разработку космического корабля CST-100 Starliner. Обе компании существенно отстали от первоначального графика: SpaceX примерно на два года, Boeing – на год.
За предыдущие два десятилетия деньги получали и в России: Роскосмос, а также в меньших объемах российская корпорация «Энергия» – в общей сложности около $4 млрд. В отличие от американских компаний, Роскосмос (за это время побывавший национальным космическим агентством и ставший госкорпорацией) получал деньги не на развитие, а за выполненные заказы – доставку астронавтов и грузы на МКС.
NASA не обладает техническими возможностями по доставке астронавтов на МКС с 2011 года, когда была закрыта программа Space Shuttle. Еще в 2000-х управление сделало ставку на развитие возможностей частных коммерческих компаний, сфокусировав свои собственные научные и организационные усилия на программах освоения более дальнего космоса. В частности, SpaceX сотрудничает с NASA и получает государственное финансирование с 2006 года.
Ракета Falcon 9 должна стартовать во Флориде в среду в 16:33 по времени восточного побережья США (23:33 мск) и доставить к МКС пилотируемый космический корабль Crew Dragon с астронавтами NASA Дагом Херли и Бобом Бенкеном на борту. Оба астронавта уже летали в космос на кораблях Space Shuttle.
Для SpaceX важен сам факт перехода к коммерческой эксплуатации своих технических возможностей. В случае успешного запуска в среду Falcon 9 и Crew Dragon со временем станут основными средствами доставки астронавтов NASA на МКС на ближайшие годы. Впоследствии, вероятно, наряду с космическим кораблем Boeing Starliner, который в конце прошлого года в рамках тестового беспилотного полета был выведен на орбиту с помощью многоступенчатой ракеты Atlas V альянса United Launch Alliance компаний Lockheed Martin и Boeing.
Запланированный старт, известный как Demo-2, является важным этапом на пути к сертификации SpaceX для выполнения регулярных пилотируемых полетов к МКС. SpaceX уже выполнило один успешный беспилотный полет Falcon 9 – Crew Dragon в марте прошлого года. Кроме того, в январе SpaceX в рамках тестового запуска продемонстрировала один из сценариев работы систем аварийного спасения Crew Dragon.
Пока непонятно, как долго астронавты Херли и Бенкен пробудут на МКС. Crew Dragon не сертифицирован на возможность провести на ближней околоземной орбите более 110 суток, хотя в дальнейшем SpaceX должна обеспечить предельный срок пребывания в 210 дней. Российские корабли «Союз» могут оставаться на орбите до 200 суток.
Технические возможности SpaceX по доставке людей на МКС являются в основном повторением уже не раз пройденного пути в России, США и Китае. В первую очередь того, что, например, уже реализовано в рамках российской пилотируемой программы «Союз»: она оставалась единственной возможностью доставки людей на МКС с 2011 года. Теперь SpaceX сможет заменить Роскосмос среди подрядчиков NASA. Важная техническая особенность Falcon 9 и Crew Dragon в сравнении с ракетой-носителем «Союз» и одноименным космическим кораблем – возможность повторного использования (частичного в случае Falcon 9).